Индонезийский режиссёр Ачкил Анвари больше известен по экшн-фильмам 1980-х гг. Он даже дорос до постановки боевика с Синтией Ротрок «Ангел ярости» (1992), который стал одной из последних его работ. Но ещё раньше, в 1978 году, Анвари поставил хоррор «Искушение женщины-демона», который совершенно не похож на американские фильмы об одержимости.
Азиатский хоррор весьма популярен в мире, и это касается не только японских картин, но также Гонконга и Индонезии. Фильмы ужасов этих стран имеют свою национальную специфику, которую, увы, никак не может найти наше страшное кино. Режиссёры если и подражали Голливуду, то всё равно смешивали общеевропейские темы с собственным фольклором, так что нигде кроме кино Юго-Восточной Азии нельзя увидеть, например, Мананангала – летающую голову со свисающими внутренностями, которая питается нерождёнными детьми.
Этот персонаж появляется и в эффектном прологе дебютного (если верить IMDB) фильма Ачкила Анвари. Однако это лишь затравка для зрителя, а главным злом является демон, вроде европейского суккуба, который превращается в прекрасную девушку и соблазняет главного героя. Превращения выглядят довольно оригинально – демон снимает свою голову и надевает голову красавицы, также у него отделяются глаза, которые могут летать отдельно от тела и передавать демону информацию (!). Главный герой попадает под власть суккуба, а он высасывает его душу. Демоница не слишком прячется даже от его жены, так что очень скоро все в округе будут знать про демона.
От этого спорного для западного кино хода фильм вовсе не становится неинтересным, ведь для азиатов мир потусторонний соприкасается с нашим. Оттого жена вынуждена идти к имаму, а тот посылает её к юродивому, который единственный может справиться со злом. Ради смирения ей даже приходится съесть личинок из раны на его ноге, но зато юродивый оказался магом не хуже Йоды – его поединок с демоном не менее интересен, чем западный экзорцизм.
Индонезийское кино всегда проигрывало по техническому уровню европейскому, да и денег выделяли гораздо меньше. Индонезийские зрители предпочитали западные фильмы и мало поддерживали отечественного производителя. Зато киноманы из других стран разыскивают индонезийские ленты 1970-1980-х гг., многие из которых никогда не переводились даже на английский. Таков и дебют Ачкила Анвари, хотя это интересный, талантливый хоррор, в который удачно вставлен даже юмор. А уж про динамику и говорить нечего – Анвари не зря считается одним из лучших режиссёров развлекательного кино своей страны.
Более того, «Искушение женщины-демона» в чём-то даже лучше знаменитой «Мистики на Бали» (1981), которая имеет похожий сюжет и где ведьму играет та же София В. Д. Будучи снятой для местного показа, «Искушение…» не адаптировано под вкусы заграничного зрителя, зато является идеальным развлечением для искушённого хоррормана, который, ради неожиданных поворотов сюжета и безумных образов, способен закрыть глаза на наивную мультипликацию, изображающую магию, а также явно не голливудского уровня грим.
Как и более поздний хоррор «Рабы сатаны» (1980), дебют Анвари также содержит некоторую религиозную пропаганду. Только вера в Аллаха и жизнь по мусульманским заповедям является надёжной защитой от демонов, которые улавливают души атеистов и мучают их. Что делать, Индонезия пусть и светская, но всё равно мусульманская страна. Но в эру всеобщего неверия такие хорроры с традиционным посылом воспринимаются почти как антиглобалистские высказывания. Они сохранили для нас, зрителей XXI века, культуру своих стран, ещё нетронутую влиянием «большого брата». Отрадно, что «Искушение женщины-демона» помнят сами индонезийцы – именно благодаря показу по их ТВ рип этой картины появился в сети.
Даже с учётом низкого бюджета, фильм Ачкила Анвари не требует к себе снисходительного отношения. Он увлекает не меньше, чем современный блокбастер, погружая зрителя в магию и ритуалы традиционных индонезийских верований, почти неизвестных на Западе. А умение постановщика выстраивать аттракционы, приберегая самые «ударные» эпизоды на финал, и отличный монтаж превращают это творение в один из лучших индонезийских хорроров своих лет.
7
Да, на примере таких рецензий и фильмов, соответственно, понимаем проблему современного отечественного хоррора; мало даже просто обратиться к родным фольклорным истокам, нужно и экранизировать их по собственным культурным канонам, а не пытаться всеми силами их «американизировать».
Заинтересовался, но не нашёл. Сравнить потому не могу, но сразу вспомнился фильм «Любовь юной Нак (Nang Nak)» из Тайланда 1999 года.
В вк есть без перевода.
Эндрю Вулф, спасибо! Я думал, тут только maxcady живой )
)))) Да, люди у нас есть, но перекличку проводить реально стыдно ))
Мы с Алексеем не планируем прекращать рецензентную деятельность, пока нам это доставляет удовольствие)
Меня, возможно, еще хватит лет на тридцать ))
maxcady, Эндрю Вулф,
— хорошо, когда удовольствие доставляет что-то, что не алкоголь )