


|
||||
|
Хоррорная метафизика кино Перестройки.От автора. В этой статье я хочу коснуться темы метафизики перестроечного кино, не попадающего напрямую под понятие «хоррор», но тем не менее тесно соприкасающегося с эти неординарным явлением. Странные советские фильмы эпохи перестройки балансировали на стыке хоррора и мистики, сюрреализма и абсурда, и несли на себе явную печать эпохи хаоса и всеобщего развала, что никак не могло не отразиться на них, и не повлиять в дальнейшем на наше теперешнее время. Мы разберем в нашем обзоре лишь несколько наиболее значимых фильмов, оставивших след в обоих эпохах, но ныне уже забытых. «Золотая цепь» (1986 г.)
Александра Грина почему-то особенно много экранизировали в восьмидесятые годы двадцатого века. В течении 1984-1986 годов вышли сразу три экранизации его произведений, и наиболее хоррорным из них оказался «Господин оформитель» Олега Тепцова. «Блистающий мир» — фантасмагорическая фантастика о летающем человеке, а «Золотая цепь» — трагическая фантасмагория о жуткой власти богатства преобладающего над человеком, использующая мотивы хоррора лишь отчасти. Тем не менее, в фильме полно эпизодов, способных если не напугать, то вспомнить о лучших образцах мистики девятнадцатого века; мрачный замок с его тайнами прошлого, оживающие куклы, и даже отчасти элементы фильма-катастрофы в сценах финального разрушения замка. В те годы поиск в жанре начался весьма нешуточный, социально-колхозно-рабочее кино заметно теряло позиции, хотя у властей было ещё в фаворе. Но поиск новых форм в советском кино остановить было уже невозможно. И великий романтик Александр Грин в то время пришелся очень кстати, так как его иллюзорно-романтические повести-фантасмагории, написанные с игнорированием социального контекста, возможно было трактовать как угодно, хоть в хоррорном, хоть в мистическом, хоть в сказочно-романтическом ключе. Что же касаемо непосредственно «Золотой цепи», то судите сами; если в современном российском кино, использующем мистический концепт, вся ставка делается исключительно на красивую, но подчас бессмысленную картинку, то там всё сосредоточено на взрослении и перерождении сознания Санди. И всё, что происходит на острове, в замке, и вообще вся эта история завязана на нем, и всё мы видим его глазами. Драма взросления юного человека тесно сплетена с мистикой, и эти два столь непохожих концепта никак не отторгают друг друга, а наоборот дополняют. «Город Зеро» (1988 г.)
Карен Шахназаров — режиссер вообще чуждый таким жанрам, как хоррор и мистика, неожиданно выдает единственный в своей карьере фильм, в котором мистическое начало так ярко преобладает над обыденным. Конечно, с позиций сегодняшнего дня, этот фильм прочитывается как дань моде показывать все советское исключительно в негативном свете. Странный музей с не менее странным смотрителем (Евгений Евстигнеев), отражающий историю города, конечно же в своей экспозиции отражает все этапы развития Советского Государства, хотя тут есть и Аттила, и более древние персонажи. Однако героя мучает исключительно только вопрос побега, что великолепно передает Леонид Филатов своей актерской палитрой. Смотря «Город Зеро», почему-то вспоминаешь тщетные попытки побега Хомы Брута из Гоголевского «Вия», и ассоциации прямые. Причем в «Городе Зеро» всё кажется гораздо страшнее, потому что мы не знаем и и не понимаем мотивов темного города, они оставлены авторами за кадром, что ассоциативно делает «Город Зеро» образцом не хоррорной, а философской мистики, отсылающей к лучшим образцам жанра девятнадцатого века. «Новые приключения Янки при дворе короля Артура» (1988 г.)
Переиначив сюжет Твена Гресь представляет зрителю историю молодого летчика чей самолет попав во временную аномалию попал в эпоху раннего средневековья, в эпоху расцвета рыцарства. В фильме Греся герой не учит жителей средневековья технологиям будущего, и даже не имеет желания, он страдает в мире чужого времени и хочет только одного вернуться домой в двадцатый век. В своем фильме Гресь действительно намешал очень много жанровых компонентов, если разбираться подробно тут и историческая тема, и фантастика, и мистика, и даже минимально хоррор. Вот только уравновесить кинорежиссеру все это во что то единое, цельное совсем не удалось и громадный по хронометражу фильм расползается как лоскутное одеяло не собираясь во что то одно. Главный акцент режиссером сделан на том, что выпавший из своего времени человек ненавидит чужое время, а живущие в данном времени, также его ненавидят, и с радостью бы поменялись с героем местами. Получается замкнутый круг без выхода; герой в свое время так и не возвращается, финал не дает зрителю надежды и выхода к высоким эмоциям, возможно это и послужило причиной провала фильма. В картине Греся хороши разве что отдельные эпизоды и находки, вроде той, где Янки с огнеметом дает бой рыцарским полчищам. Но таких эпизодов слишком мало, чтобы вытянуть фильм на более-менее нужный уровень. «Жена керосинщика» (1988 г.)
Прибывший в город следователь, призванный распутать дело о взятках, оказывается вовлечен в череду пугающих событий, и в определенной степени также становится пленником мрачного города Зеро, где происходят странные события. «Жена керосинщика», к слову сказать, несмотря на вычурность сюжета, все-таки самый зрительский и простой фильм Кайдановского. Вписанные в сюрреалистический сюжет хоррор-эпизоды до сих пор многими вспоминаются с почитанием. Тут и горящий музыкант, и человек с раздувающимся лицом, и странные жутковатые ангелы, бродящие по городу без определенной цели. Смотрящим фильм в то время могло показаться, что он сделан в модной тогда стилистике обличения Сталинизма, но я думаю — это не так. Заложенные автором в контексте фильма смыслы уходят корнями куда глубже. Коллективное помешательство жителей города, наблюдаемое следователем, где безумец сидит на безумце, а череда непонятных и неподвластных разуму событий идет как большая волна, на самом деле мне кажется грандиозным вычурным жанровым экспериментом, с закосом под Линча и других подобных авторов, нежели чем-то разоблачительно-социальным. Кайдановский стилистической манерой даже не скрывает того факта, что его фильм, словно мистический конструктор, собран из многих компонентов западного жанрового языка. Да и зачем ему это скрывать, если делает он все талантливо, и по выходу в прокат фильм становится легендой и гордостью нового перестроечного кино! После него, к сожалению, автору очень мало было отпущено времени, а жаль, ибо маэстро действительно уже был на полпути к вершине киношного Олимпа. Тем более, я считаю, он всё равно бы со временем пришел бы к чистому хоррору. Маленькое послесловие. В данном обзоре я привел всего четыре фильма, по причине того, что они были наиболее значимыми для развития нашего современного киноязыка. Конечно подобных странных, в формате эксперимента фильмов в перестройку было гораздо больше, да только писать о них кажется теперь напрасной потерей времени, кино устаревает и даже умирает. В этом оно, к сожалению, подобно человеку. |
|||
|
Добавить комментарий