
Вы – хороший человек? Конечно «да», ведь никто не считает себя плохим. Ваша «положительность», наверное, заключается в том, что вы намеренно не делаете зла ближним, помогаете им (когда возможно), а если и гневаетесь, то исключительно по весомой причине. Всё это конечно прекрасно в условиях безопасной повседневной рутины, но стоит вам оказаться в ж…, то есть в экстремально-затруднительном положении, и вы откроете много интересного в себе и в других. И суть не в том, что люди по своей природе – те еще говнюки, а в субъективных гранях дозволенного. Вот вы, например, с уверенностью заявите; «Что бы не происходило – я никогда не ударю женщину!». А другой скажет: «Ну…в зависимости от обстоятельств; могу и врезать, если она оскорбит меня или моих близких». А еще будет третий: «Да я, бывает, и бью, чтобы знала – кто в доме хозяин! Не убиваю же, а так, прост учу. И детей своих воспитываю так же». При этом каждый из опрошенных – законопослушный гражданин, включая и последний вариант, если обходится без синяков, травм и жалоб в полицию. Но что станет с этими людьми, если закон перестанет их пугать, а на первом плане окажется выживание любой ценой?

Испанская «Платформа» как раз об этом; о жажде жизни вопреки божьим заповедям. И, собственно говоря, если вы оказались в аду, то о каком Боге идет речь? Вы – узник глубокой тюрьмы с бессчётным количеством этажей. На каждом уровне с минимальными удобствами — по два «сокамерника». Каждый день сквозь общий колодец движется платформа с едой, замирая на этаже на несколько минут, и превращаясь в трапезный стол для пары зэков. Казалось бы – ешь и живи, дожидаясь окончания срока, но если вы где-то внизу «пищевой цепочки», то снедь вам вряд ли достанется, так как всё сожрут люди «повыше». Что же делать? Ну-у-у…а брат по несчастью рядом – чем не еда?

По форме «Платформа» — клаустрофобный психологический хоррор, в котором элементы внешнего мира изредка появляются во флэшбеках и на кухне, где готовится жрачка для узников. В остальное же экранное время, визуал – это уровни с сытыми и голодными, которые ежемесячно меняются местами. Причем рандомная замена может обернуться еще более печальным положением: ты был на 50-м подземном этаже, где тебе доставались какие-то объедки, а далее оказался на 150-м, где нечего кушать от слова «совсем». И бессмысленно умолять соседей выше – «Люди добрые, оставьте, пожалуйста, нам хоть что-нибудь!», ибо у них нет ни желания, ни возможности. А зэки еще выше, которые хоть что-то едят, срать хотели на тех, кто под ними, и это не фигура речи.

Несложно понять, что конструкция тюрьмы – аллюзия на социальное устройство современного общества. Элита, средний класс и отбросы. Первые наедаются до отвала, вторые едят куда меньше, но достаточно, чтобы жить, а третьи просто неизбежно подыхают, рано или поздно. И на каком уровне вы оказались – лишь подарок или издевка судьбы, что здесь, что там. Если родился в богатой семье, то это не твоя заслуга, а лишь удача, и далее ты живешь в глянцевом мире, даже не представляя, что кто-то может загибаться от голода. У среднего класса задача – отчаянно держаться за своё положение и довольствоваться тем, что есть, так как только единицам удается пробиться наверх, зато многие печально скатываются вниз. Ну а у отбросов от рождения вообще мизерный, почти нереальный шанс пробиться в элиту, и чуть больший — стать хотя бы средним классом. И у них, ради выживания, просто нет другого выхода, как буквально сожрать более слабого, и тем самым продлить на какое-то время свое обреченное существование. Но звери ли они тогда по определению? Нет, просто несчастные, которые так поступают от безысходности. Для них нет разницы что съесть – говядину, курицу или человека. Тем более, что первых двух существ они никогда не видели. Поэтому в случае «отбросов», каннибализм – это не деградация, а естественная форма бытия. Что же до среднего класса и элиты, то вот как раз у них происходит «эволюция свиньи», в силу изменения окружающей действительности.

Когда богач вдруг беднеет до уровня социального середнячка, он долго не может принять новый статус, всеми силами пытается вернуться «наверх», глубоко призирая нынешнее окружение. Как правило все попытки экс-толстосума тщетны, и он либо приспосабливается к вынужденному статусу, либо падает еще ниже. А среди «отбросов» опущенный богач — первый кандидат на съедение. Или же, если он достаточно силен — дикий монстр, убивающий и жрущий много и без разбора, бесясь от своей «несправедливой участи».

В «Платформе» метафорично показаны стадии деградации и редкого «возвышения духа» у людей, которые в массе – экспериментальное быдло, обреченное на смерть. В фильме намеренно не разъясняется, кто из сильных мира сего всё это создал и с какой целью, аналогично тому, что «Пути Господни неисповедимы», и мы не знаем – зачем рождаемся и умираем. Вопрос лишь в том – как мы проходим собственный путь, оставаясь человеком или превращаясь в свинью, злобную и плотоядную. Режиссер не стесняется зверских сцен, только подчеркивающих кошмар происходящего, но не создающих его. Ибо главный шок от того, что творится в душах и мыслях людей, вроде бы таких же, как и мы с вами, разумных и цивилизованных. Но вот сегодня они не доели, завтра вообще не поели, а послезавтра просто съели вас. Звери? Свиньи? А что сделаете вы на их месте?
Страница фильма «Платформа» в КЛУБ-КРИКе
Да-да-да, я уже наслышан об этой кинохе, и она у меня уже лежит на диске. И блин, я после прочтения уже теперь представляю, каких мне сцен ждать… 🙂 «… или превращаясь в свинью, злобную и плотоядную» — после этих слов прям стало обидно за свиней, почему они злобные-то? :)))
Никита, свинья без сомнения — такое же полноправное животное, как и все остальные, божья тварь, так сказать, включая человека. Здесь у меня конечно лишь обиходная трактовка слова «свинья», применительная именно к Человеку 🙂
А фильм, он жестокий в том смысле, что прямо показывает вещи, о которых говорят в реальной жизни сглаженно, смягяченно, и зачастую лживо…
Я тоже скачал. По сюжету я бы решил, что это социальная притча. «Куб»-то он в принципе ни о чём, просто триллер, а тут и не смотря понятно, что авторы вкладывали серьезное содержание
«Куб» хорош как чисто жанровое кино по задумке и воплощению. А в «Платформе» можно еще накопать кучу смыслов, помимо тех, что я анализирую в тексте.
«Платформа» уже давно скачана и дожидается своего часа (дождется ли?). Масса восторженных отзывов побудили проявить любопытство. Хорошо, что режиссер не пошел по пути культового фантастического триллера Натали (пошел, конечно, все-таки «Куб» — жанровый первооткрыватель, но вовремя перезагрузился). Испанцев на дух не переношу, но, когда у них выходит интеллектуальное кино уровня «Западня ФермА», точка зрения, на время, кардинально меняется.
По восприятию (да и по задумке) — фильм интернациональный. В нем не ощущается конкретно испанской стилистики, скорее общая атмосфера европейского тяжелого и умного хоррора. Я думаю, в сюжетном плане «Платформа» останется единственной и неповторимой картиной, даже просто потому, что в контексте данной истории всё по сути сказано, и какое-либо подражание будет банальным пересказом, без реально оригинальных находок.