Мобильные телефоны стали головной болью для сценаристов фильмов ужасов с самого своего появления – ну какой тут саспенс, когда в любой глухомани можно набрать 911 и вызвать помощь? Когда мобильники эволюционировали в смартфоны, оказалось, что «тот, кто нам мешает – тот нам поможет»: и вот уже на экраны один за другим выходят фильмы, где модный гаджет становится не помехой, а едва ли не главным героем фильма (как в недавнем российском «Тексте»), или даже самим изображением событий – введенный в моду Тимуром Бекмамбетовым формат «скринлайф». Впрочем, можно поступить проще, и сделать главным злодеем не сам телефон, а… приложение. Иногда из этой идеи получаются посредственные фильмы – как «Андроид» («App»). Но иногда создателям удается по полной зарядить смартфон своего воображения и создать вполне смотрибельные ленты – как новинка «Обратный отсчет».
Формально идея примитивна донельзя – у героев в смартфоне заводится неубиваемое приложение, которое показывает, сколько им жить осталось. Из плюсов: приложение бесплатное, не содержит скрытой рекламы, и при удачном раскладе может нагадать вам лет 50-60 счастливой жизни. Из минусов: приложение «весит» под 60 гигов (уже одно это – настоящий ужас!), не удаляется с телефона даже при… замене аппарата, и уж если нагадало вам близкую смерть, но отложить ее никак не получится. Да еще и шлет назойливые «пуш»-сообщения при каждой попытке обмануть судьбу.
Как часто водится в современном хорроре, фильм сделан автором Джастином Деком на основе собственной короткометражки – скорее всего нам показали ее сюжет в прологе. При всей непритязательности истории из нее получилось сделать настоящее страшное кино – с аллюзиями на слишком надолго нас покинувшую франшизу «Пункт назначения». Действительно, как избежать смерти, если она наступит, как по расписанию, в «нужный момент» — хоть в ванне спрячься, хоть под кроватью? И если в «Пункте назначения» злой рок фигурировал в виде зловещих теней и дуновения ветерка, то тут «антигерой» появляется во всей красе – то в виде демона, то притворяясь кем-то из прошлого героев.
Про хорроры редко можно такое сказать, однако факты налицо: у «Обратного отсчета» хороший, интригующий сценарий с неожиданными поворотами – смерти одного из героев я точно не ожидал. Еще один бонус – яркие эпизодические персонажи: такие, как неоправданно оптимистичный священник-экзорцист (П.Дж.Бирн, которого вы наверняка помните по жуткой сцене в салоне иглоукалывания в пятой части того же «Пункта назначения»), актуальный в эпоху борьбы с харрасментом нечистоплотный доктор (немного располнев, Питер Фачинелли из инфернального патриарха в «Сумерках» превратился в нездоровую копию Александра Малинина) и пронырливый продавец гаджетов в исполнении комика Тома Сегуры (кстати, не уходите на титрах, если хотите узнать, чем закончилось его история). Классические «бу»-пугалки в наличии, но иногда минимальными средствами авторам удается нагнать жути практически на ровном месте – например, когда мы видим, как некто проходит сквозь ряд кабинок в туалете сквозь стены (как это снять? просто убрать внутренние перегородки в кабинках!)
Что особенно ценно для «низкого жанра» — героям иногда приходится решать моральные дилеммы, вроде можем ли мы пожертвовать жизнью другого человека ради собственного спасения – примерно, как в оригинальном «Звонке».
Все вышесказанное не отменяет того, что «Обратный отсчет» — просто устроенный ужастик про «блондинку в опасности» без архисложной актерской игры и особенных амбиций, но он оставляет приятное «хоррор-послевкусие» и прямую заявку на сиквел. Потому что даже неубиваемому мобильному приложению рано или поздно нужен апгрейд.
Ха-ха, не терминаторы нас убьют, а смартфоны 🙂 Благо правительство пытается уберечь нас от западной заразы предустановленным раша-ПО! 🙂 Вот про что тоже надо будет фильм ужасов снять.
Посмотрел. Нормальный такой одноразовый хоррор, с занятной идеей, но с абсолютно стереотипной реализацией (есть прикольные непредсказуемые моменты, но в целом художественное построение — «снимаем, как все остальные…»).