Я когда-то слышал мнение, что лучшие злодеи в кино получаются из комедийных актеров, и это действительно так, вспомните злодейские роли Джима Кэрри или Робина Уильямса. Теперь после премьеры нового российского ужастика «Гости», могу с уверенностью сказать; лучшие хоррормейкеры наверное получаются из комедиографов. Евгений Абызов вступил в кинематограф именно как комедиограф; новелла в альманахе «Мамы», фильмы «Дублер», «Легок на помине». Со времен последней картины прошло пять лет, и вот теперь режиссер вступает на совсем противоположную комедийному жанру территорию. И нужно сразу сказать — вступает достойно.
Начну сразу с визуального ряда, со спецэффектов. Конечно уровень не голливудский, но в конце концов не пора нам уже прекратить мерить всё голливудскими мерками? Если брать мерками нашего жанрового кино, то по визуальному уровню я могу поставить рядом только две ленты — «Проводник» и «Гости». И там и там визуальная картинка, графика, дизайн монстров просто отличные. Фильмы Подгаевского и недавний «Рассвет» — это всё же нечто иное, не хочу никого право обижать, но похуже, чем эти упомянутые фильмы, к сожалению. И именно в плане визуала, а не содержания, о нем особая речь. Различие между «Проводником» и «Гостями» только в одном. «Проводник» — мрачный психотрип с рваным монтажом и не совсем внятно рассказанной историей. Сюжет «Гостей» прямой как пущенная стрела; завязка, кульминация, битва со злом, развязка.
У меня нет придирок, наверное, впервые к ужастику российского производства. Точнее одна есть, существенная — не хватает эпичности, ведь в сюжете изначально заложен был посыл, будто монстров будет множество. Но в итоге их только два, хотя и они производят должное впечатление. Конечно обманывать зрителя скорым появлением чего-нибудь более ужасающего российским режиссерам не впервой, но обидно, что всё время подсознательно ждешь появления того самого демона из пролога фильма, уж больно монстр хорош. Но видимо российских продюсеров жаба душит выбить денег на какого-нибудь страшилу поинтереснее, ну да ладно, это всё мелочи.
Главное все-таки то, что производство российских ужастиков делает хоть и мелкие шажки, но зато с каждым разом все увереннее. По крайней мере за «Гостей» не стыдно, как когда-то было за «Дизлайк», «Диггеров» и «Вурдалаков». И уже с полной уверенностью говорю — фильм не одноразовый, в нем есть и трагедия сломленного обстоятельствами человека, и чувства, и отличный визуал. А уж чего я совсем не ожидал — во время просмотра бегали мурашки, у меня на ужастиках такого уже сто лет не было. И даже вот этот давно штампованный ход «группа молодежи забирается куда-то и становится жертвой темных сил» здесь не раздражает абсолютно. Потому что авторы видимо еще на сценарном уровне попытались сделать каждого личностью, и молодые герои вызывают сочувствие и даже сопереживание, а не раздражение.
Но особой похвалы конечно нужно удостоить актерскую работу Юрия Чурсина. Боже, как он хорош здесь в роли жертвы темных сил, мистические роли вообще как-то по-особому идут этому актеру. Причем если представить его, допустим, в «Мастере и Маргарите», то он с легкостью мог сыграть как Мастера, так и Воланда, Воланда особенно, гениальный актер!
Ну что же, подводя итоги, можно поздравить кинематографистов за ещё одну достойную попытку вывести жанр российского ужаса на прямую дорогу, ведущую к новым горизонтам. Дорога эта не без ухабов, конечно, но ведь абсолютно прямых путей и не бывает. Пусть наши кинохудожники рискуют, спотыкаются, набивают шишки, в этом верно и есть развитие.
Согласен с автором отзыва: мерить фильмы голливудскими рамками не всегда полезно для развития первых. Раскрою эту тему в следующем своём отзыве на примере сравнения аргентинского хоррора с американским.
Опять достойная попытка, но не достойный прорыв… Спасибо за отзыв, видно, что вам зашло, но мне уже от одного синопсиса про группу молодежи и злые силы в зловещем доме стало скучно, поэтому я вряд ли посмотрю.