Прикольно, когда всё наоборот. Ведь как зачастую бывает с культовыми играми. Ты рубишься не один год, и вдруг появляется новость, что грядет экранизация. Зная концепт оригинала вдоль и поперек, ты невольно требователен к будущему фильму. Нужна и аутентичная атмосфера, и знакомые приключения, и конечно же герои один в один. А если хоть одно из условий не будет выполнено, ты проклянешь халтурщиков-киноделов, ведь нужно было именно так, как ты привык. Вот поэтому киношный «Doom» для многих – дикая дрянь, не говоря уже о гейм-интерпретациях Уве Болла. Все они слишком далеки от легендарных первоисточников, «бездарная отсебятина», как говорят знатоки. Посему экранное воплощение «игрушечных» мегахитов – рисковое занятие, ведь слишком придирчиво оценивается такой продукт целевой аудиторией. Ну а для тех, кто вообще «не в теме», сия картина сродни пустому месту. Кто все эти люди и нелюди? Куда бегут? Чего хотят? Но на то хорошее искусство и волшебство, что внезапно завораживает, нравится вопреки непонимания и рождает новых фанатов.
Автор данной статьи, заядлый антигеймер, садился смотреть «Ф.О.Т.О.Г.Р.А.Ф.»а из праздного любопытства. Двигала им любовь к российским жанровым короткометражкам и глубокое почитание хоррора во всех его проявлениях. Случайный зритель допускал, что лента ему не понравится, тем более, что понятие «СТАЛКЕР» было знакомо лишь по воспоминаниям романа Стругацких и фильма Тарковского. И какого же было моё удивление, когда я испытал кайф уже в первые минуты просмотра, а к финалу готов был искренне аплодировать! Личная «тёмная лошадка» оказалась увлекательным и зрелищным фантастическим триллером, главная субъективная ложка дегтя которого – короткий метр.
Я не просто так чуть ранее вспомнил отечественные хоррор-миниатюры последних лет. Смотря, например, «Угонщика» Максима Кулагина, «Переход» Арсения Сюхина, «Лицо» Евгения Колядинцева, «Мама всегда рядом» Евгения Пузыревского, хочется воскликнуть – «Дайте парням проявить себя в постановке большого кино, и уверен – они не подведут!». Теперь для меня такой и Максим Фащенко со своей командой. Не хочется гадать, сколько стоил «Ф.О.Т.О.Г.Р.А.Ф.», а хочется отметить – насколько круто сделана малобюджетная картина.
Публика сразу же погружается во свершившийся армагеддец, в омертвевшие локации, где много зомби и мало живых. Уже по окончании просмотра я полюбопытствовало и узнал, что антураж игры/фильма – зона отчуждения Чернобыльского АЭС, по которой бродят жуткие мутанты. В центре повествования «Ф.О.Т.О.Г.Р.А.Ф.»а – миротворец, силою обстоятельств оторванный от товарищей и сражающийся за собственную жизнь. Попав в бункер с почившей научной лабораторией, герой пытается вызвать подкрепление. Но тучи грядущей беды стремительно сгущаются, а неумолимый таймер отсчитывает последние минуты до часа Х…
Первое, что бросается в глаза – скрупулезная детализация, когда почти каждый предмет в кадре работает на апокалиптический образ, ввергает в зловещую атмосферу безнадеги. Еще до того, как начнутся визуальные хоррор-экшн-эффекты, высоко оцениваешь декоративное оформление сцен и акцентированную съемку, когда содержание кадра гармонично и убедительно. Актеры хороши (ну не к чему придраться), повествование динамично, диалоги вменяемы, и даже если бы чудища так и остались за кадром, «Ф.О.Т.О.Г.Р.А.Ф.» был бы как минимум крепкой работой. Но монстры появятся, страшные и разные, доказывая, что мы смотрим настоящий фанта-триллер, а не любительскую зарисовку, сделанную на коленке. Вот правда, это не какие-то криво нарисованные смехотворные уродцы, а настоящие страхолюдные твари, которым самое место на большом экране.
«Ф.О.Т.О.Г.Р.А.Ф.» определенно заслуживает творческого расширения, как по части хронометража-событийности, так и по масштабам креативного кошмара. Хочется больше зрелища, боёвки и глубины рассказываемой истории. Очевидно, что у всей съемочной группы большой потенциал, когда язык не поворачивается сказать, что хоть что-то сделано плохо. Это действительно старательная и талантливая работа, вселяющая надежду, что в России можно наладить жанровую киноиндустрию. Такую, которая будет выпускать качественные полнометражные триллеры, боевики и хорроры, и не пару раз в год в виде исключения, а на постоянной основе.
Хорошо, что хоть в этот раз что-то годное наши произвели. Я пока хочу ремейк «Карнавала душ» посмотреть, про который ты писал недавно.
По «Феерии душ» приходится делать скидку на мизерный бюджет, хотя (как писал в рецензии) режиссер в финале своеобразно выходит из положения, касаемо «топорности» восприятия.
А в «Ф.О.Т.О.Г.Р.А.Ф.»е на удивление даже скидку не надо делать, всё смотрится, как в большом студийном кино.