Помните эпиграф из Эдгара По в третьей части «Кошмаров на улице Вязов»? «О, эти сны, эти маленькие кусочки смерти. Как я ненавижу вас!»
Сновидения вдохновляли создателей фильмов ужасов с самого начала становления кинематографа – от «Кабинета доктора Калигари» до старины Фредди Крюгера. Одному только феномену сонного паралича за последнее время посвящено сразу несколько лент – от документального «Ночного кошмара» до «Мары». Теперь к погружению в ночные страхи приступает и российский кинематограф.
В 2017 году сценарист Евгений Колядинцев («Лицо», «Диггеры», «Спойлер») стал победителем конкурса студии 10/09 на платформе IWantFilm. Его проект «Рассвет» обошел 1140 других заявок – и был немедленно запущен в производство. По сравнению со многими современными фильмами-долгостроями, фильм был снят и закончен в рекордные сроки, и уже в конце января первые зрители смогли оценить результат. На премьерном показе продюсеры фильма обещали зрителям «настоящий коктейль страха и мистики» — и не соврали.
Мы следим за историей девушки, чья мать погибла еще при ее рождении при странных обстоятельствах, а со старшим братом случается беда. Девушка обращается за помощью к исследователям «осознанных сновидений», и, словно кэрроловская Алиса, оказывается в Очень Странном Месте.
Фильм удачно сочетает современность – действие происходит в августе 2019 года, и никто не прячет мобильники и социальные сети из кадра – и прошлое. Основные события фильма происходят в загадочном постсоветском «НИИ Сомнологии». Его бесконечные коридоры, обшитые коричневыми панелями в лучших традициях архитектуры советских госучреждений, кажутся вычурной декорацией, вот только они существуют на самом деле – вы можете найти этот НИИ через Гугл-карты в районе метро Беляево и сами «побродить» по его территории. В этом самом загадочном НИИ оказываются четверо героев, у каждого из которых в прошлом – душевная травма, и их «совместное сновидение», как легко догадаться, окажется не самой приятной прогулкой.
В арсенале авторов «Рассвета» практически все козырные карты современного хоррора – тут и игра на психологических и социальных фобиях, и умело перемешанные реальность и сновидения – не чураются они и прямого изображения кровавых подробностей (теперь надо быть очень осторожными, доставая бутылку воды из торгового аппарата!) Удивительно, что описание чудовища, живущего в глубинах снов, было найдено авторами, казалось бы, в самом безобидном месте – в стихотворении Маршака про ночного Угомона.
— Раз-два-три-четыре-пять,
Но сбивается со счета
Не дает считать дремота…
Вдруг он слышит: — Дили-дон!
Появился Угомон…»
М-да… Фредди Крюгер отдыхает, а ведь эти стихи из детской книжки, получившей Ленинскую премию (!) в 1963 году… За год до смерти писателя…
Традиционно в ужастиках пугает не то, что мы видим, а то, чего не видим – пустые коридоры, ночной лес, зияющие провалы дверей – но «графического ужаса» в «Рассвете» хватает – тут и обгорелые мертвецы, и демонические собаки, и внезапно появляющиеся за спиной призраки. Тревожная музыка не останавливается почти ни минуту, не давая передохнуть. Цветовая гамма у фильма под стать ночному кошмару – пугающе кислотная, напоминающая о старой «Суспирии» и «Неоновом демоне».
Самой же страшной сценой, на мой взгляд, стали не сжимающиеся стены и не погоня от демонов в узких трубах, и даже не оторванные головы – а невинный голос тети героини, которая утешает ее по телефону… но потом начинает говорить что-то не то. Совсем не то. Вот это ощущение движения на грани сна и реальности, когда ничему нельзя верить, и когда «самая глубокая тьма – перед рассветом» — удалось авторам на славу.
Что ж, как сказали на премьере продюсеры картины, «русский хоррор жив, и он будет жить». Хорошо, что это не сон!
С Маршаком реально неожиданная информация 🙂 Как посмотрю «Рассвет», тоже обязательно напишу рецензию.
посмотрел?
Пока еще нет, но это обязательно случится.