В годы перестройки чрезвычайно модно было снимать в кино деятелей из другого формата, а именно музыкантов, рокеров особенно. Вот список для примера:
- Константин Кинчев — «Взломщик»,
- Виктор Цой — «Игла»,
- Александр Розенбаум — «Побег на край света», «Чтобы выжить»,
- Игорь Тальков — «За последней чертой», «Князь Серебряный»,
- Александр Серов — «Сувенир для прокурора»
- Валерий Леонтьев — «Экстрасенс»,
и список можно продолжать еще долго. Для чего это делалось? Просто в перестроечном кино чрезвычайно моден был эксперимент, а деятели музыки привносили элемент новизны в агонизирующее кино перестройки.
Рокер Юрий Шевчук сыграл несколько ролей в кино, и «Духов день», вероятно, самая известная его роль. В начале девяностых фильм громко прогремел. Но к сожалению как прогремел, так же быстро и забылся. Отчасти виной тому время, в котором он вышел в прокат, время плохое для любого кино.
В фильме мы имеем историю о некоем среднестатистическом гражданине Иване Христофорове типичном совке-зауряде, который внезапно открывает дар взрывать взглядом окружающие предметы. Разумеется этот гражданин становится предметом охоты спецслужб, его дар хотят изучать. Он подопытным кроликом быть не хочет, бежит, что-то по дороге взрывает, следует череда погонь, прямо таки в голливудском духе.
Но конечно ошибочно думать, что «Духов день» — чисто жанровый фильм. Следуя моде, авторы намешали тут много чего; и притчу, и мистику, и элементарно хоррор, а вдобавок еще черную комедию. Сбалансировать во что-то единое, цельное им не удалось, и в итоге фильм становится похож на лоскутное одеяло, под которое попытались впихнуть всё и сразу.
За хоррор же конкретно в фильме отвечает сама история Ивана Христофорова, с детства до взрослости. История взросления и становления человека-икс в условиях сначала серости советских реалий (детство/юность), затем в новых перестроечных реалиях. По сути это был наш самый первый фильм, если вести отсчет от нового российского кино, о человеке с необычными способностями. В Советском Союзе эта тема не очень приветствовалась, хотя и проскальзывала в основном в экранизациях зарубежных классиков фантастики («Человек-невидимка», «Подлинная история доктора Джекила и мистера Хайда» и т д.).
Но «Духов день» снимался в последний год существования Советского Союза, поэтому по сути для данной эпохи он оказался в теме суперспособностей как первым, так и последним. Хотя был ещё «Допинг для ангелов» (1990 г.), но там все же немного иной взгляд на это явление. В последующем тема людей с необычными способностями не очень удачно прозвучит лишь спустя восемнадцать лет, в «Индиго» (2008 г.) режиссера Романа Прыгунова.
Я Шевчука много раз видел вживую, а в кино не видел ) И вот сейчас, делая страницу фильма в Клубе, узнал, что «Духов день» еще и Сельянов снял, которого я считал только продюсером.