Удивительное было время, конец восьмидесятых – начало девяностых в российском кино. Кино тогда начали снимать (не в обиду режиссерам), ну просто все, кому не лень; критики, актеры, актрисы, пародисты. Иногда вопреки всему получалось неплохо, но чаще всего, в угоду времени, мрачно и очень депрессивно. Объектами таких социальных страшилок, по-западному «триллерами» их еще называли редко, становились школы, больницы, маленькие рабочие города и поселки. По праву медицинский триллер Надежды Репиной «Грань» критики называли в то время если не самым страшным, то уж одним из самых мрачных по атмосфере медицинским фильмом точно.
Действие происходит в клинике, специализирующейся на возвращении к жизни самоубийц. Врач-реаниматор Михайлов искренен в своем желании помочь этим людям вернуться к жизни, но иногда в схватке за жизнь, со смертью силы неравны, к сожалению… Надежда Репина сняла всего лишь два фильма, и ныне они основательно забыты, возможно по праву, очень уж сильно они укоренены именно в своем времени. Смотреть «Грань» сейчас сможет, наверное, только какой-нибудь упертый кинолюбитель, ибо, к сожалению, в угоду конъектуре, режиссер отодвигает историю людей на задний план. А на первый выдвигаются типично голливудские приемы. То есть если это рассказ о реанимации, то на зрителя обрушивают шоковую волну, хлещущую рекой кровь, грязь и сумрак провинциальной больницы, безмерные страдания умирающих, и вынутые из грудных клеток сердца, всё ещё даже бьющиеся.
К сожалению, на фоне всего этого шокирующего видеоряда, сотворенного явно по худшим лекалам голливудских больничных триллеров, сама история стоящих за всем этим людей, прописана крайне бледно. Жаль, ведь если бы авторы соразмерили и сделали видеоряд, достаточно зрелищный, в балансе с драматургией характеров, вышел бы фильм, который бы смотрели и в нашем времени. Но новое продюсерское кино России к немалому сожалению требовало конъектуры, и тем на потребу дня. И режиссеры вынуждены идти на компромисс.
И нужно сказать, что в череде больничных триллеров, последовавших в печальные девяностые годы, фильм «Грань» всё равно остался лучшим в этом ряду, по крайне мере видеорядом. Так как фильм снимала женщина, то конечно немалое пространство в фильме отдано и мелодраматической линии. Но нужно сказать, факт просто удивительный, мелодрамы в фильме гораздо меньше, и она не занимает столько места, сколько перекрывающий её, бьющий по нервам видеоряд. По крайней мере уже в то время фильм выполнил свою миссию, привлек общественность к проблеме суицидов, вызвав своим недолгим хождением по кинотеатрам резонансную волну. А уж помню по тем временам, сколько разгромной и гневной критики обрушилось на данный фильм; его обвиняли в неимоверной жестокости, в дурацком подражании худшим образчикам Голливуда, даже в том, что фильм якобы оправдывает суицид как явление. Но не будем забывать, это всё-таки было ещё до распада Советского Союза, и тогда в этом горниле шла переплавка всего и вся, всё новаторское проходило переплавку с огромным трудом. И хотя «Грань» назвать новаторством чересчур сложно, скорее это некая попытка выйти из парадигмы устоявшихся догм советского кино, она всё равно важна нам, как кирпичик миропостроения российского хоррора и триллера.
P.S. В одном интервью с режиссером, много снимающим современные больничные сериалы, на вопрос — какие фильмы оказали на него влияние в своё время, он в перечне упомянул также и «Грань». Факт говорит сам за себя.
Добавить комментарий