Основная ценность мирового зомби-хоррора наших дней – новые идеи. Ошибочно полагать, что Джордж Ромеро сказал по теме всё, что возможно. Общество развивается, стремительно меняются технические аспекты социума, что прямо влияет на искусство в целом и жанр ужасов в частности. Но в то же время интересно наблюдать отдельные сюжетные «фишки», которые могли быть реализованы и полвека назад. Но их (на удивление) до сих пор не использовали, и в сегодняшнем кино они смотрятся реально свежо́. К тому же вдвойне приятно, когда подобный креатив проявляется у российских творцов.
«Серенада» — маленький, но серьезный проект двух Дмитриев. Первый – Гребнев, молодой режиссер, воплотивший в дипломной работе тему апокалипсиса. А второй – Тихонов, опытный хоррор-автор, на этот раз написавший не рассказ, а сценарий. И пусть это лишь короткий метр, но по качеству исполнения явно претендующий на признание фанатов жанра.
Мир мертв. Число зараженных превысило миллиард. Президент объявил военное положение, а отдельные выжившие с боями пробираются к армейским блокпостам. Один из таких, Андрей, забредает в опустевший поселок и находит там единственного «здорового» — Егора. Парень живет вместе с собакой, в надежде, что забор защитит его от ходячих мертвецов…
В первые минуты мы видим привычные локации малобюджетных ужасов, когда конец света сужен до злоключений нескольких героев. Кажется, что нас ждут стандартные потасовки с голодными трупами, обрамленные избитыми диалогами а-ля «а как быть дальше». Но фильм удивит вас даже не шок-твистами, а мощным гуманистическим посылом, какой редко встретишь в современном страшном кино. В кои-то веки до нас доносят мысль, отличную от «надо просто выжить», а глобально затрагивающую важные решения в разгаре пандемии. Ведь и правда, если задуматься, неужто единственное лекарство от заразы – «стреляйте в голову!»?
Грим покойников, операторская работа и экшн-сцены на уровне, с учетом скромных вложений, но главное – это крепкая драма в основе минималистского повествования. «Серенада» — хороший пример четко реализованной авторской идеи, когда содержание значительно важнее формы. И лишнее доказательство, что для создания художественно качественной картины не нужны огромные деньги.
Я так понял, это короткометражка. Наш хоррор пока только их и способен качественно делать. Можно вспомнить сатиру «Z», которая тоже на себя обращала внимание оригинальным содержанием.
Да, очередная «наша» действительно хорошая короткометражка. Я уже всерьез начинаю думать, что оптимальный российский формат страшных фильмов — это миниатюра. В рамках короткого метра в РФ получаются наиболее сильные и художественно выразительные хоррор-высказывания.