


|
||||
|
Плохая бабушка — рецензия на фильм «Реинкарнация» (Hereditary, 2018 г.)– О том, что общество потребления делает людей безголовыми. (Относительно новый анекдот)
Тень ответила: «А не потому ли я такая, что я от чего-то завишу? А может, то, от чего я завишу, тоже от чего-то зависит? Может быть, я завишу от чешуйки на хребте змеи или от крылышек цикады? Откуда я могу знать, почему я такая или другая? (Чжуан-цзы)
Начинается эта хоррор-трагедия* с того, что в некоем семействе американской глубинки умирает мать главной героини. При жизни мать баловалась оккультизмом и спиритизмом, а это (сразу поймет догадливый зритель) ничего хорошего не предвещает. После смерти матриарха остается нуклеарная семья: мама Энни, папа Стив, брат Питер, сестра Чарли. Мама и папа интеллигенты: она — представитель миниатюрного искусства, он — возможно, профессор (в Интернете пишут, что психиатр). Миниатюрный домик, который делает Энни, и находящиеся там фигурки — центральный образ фильма, созвучный словам Платона: «… представим себе, что мы, живые существа, — это чудесные куклы богов, сделанные ими либо для забавы, либо с какой-то серьезной целью…».
Фильм черпает в том числе из классических «Ребенка Розмари» и «Экзорциста», будто освещая события, которые происходят в жизни обреченной семьи Розмари после сатанинского ритуала и рождения проклятого ребенка.
Хочется сказать об удачном, почти безупречном подборе актеров и их убедительной игре. Гэбриель Бирн (папа Стив) с его темными волосами, мощным горбатым носом и исключительной способностью выглядеть зловеще в любой роли — идеальная кандидатура для качественного ужастика. Недаром он как минимум два раза играл дьявола: один раз «выполнял обязанности» дьявола в качестве обычного человека (шептал на ухо клевету в «Перекрестке Миллера»), другой раз играл сатану в мистическом боевике «Конец света» со Шварценнеггером, да и в «Подозрительных лицах» его весь фильм принимали за «дьявола» Кайзера Созе. (Присовокупите сюда то, что для тех, кто смотрел сериал «Пациенты», экранный Бирн, возможно, обладает дополнительной глубиной.) Лицо Милли Шапиро (Чарли), на которое делали акцент трейлеры, безупречно изображает психотическую потерянность, а в лице Тони Коллет (мама Энни) порой проблескивает жуткое, ненормальное, поврежденное, зловещее еще до того, как события фильма окончательно запутывают ее в «наследстве» ее матери.
Один из лучших фильмов ужасов последних лет. *На мой взгляд, хоррор — родственник трагедии. Классическую трагедию Софокла «Эдип» вполне могли бы экранизовать как шикарный хоррор. Инцест, самоослепление, отцеубийство, граждане мрут от болезни, неотвратимость судьбы — это мням-мням для современных умельцев наподобие Ари Астера. **Пишут на форумах и в рецензиях, что слово «реинкарнация» в качестве заголовка — это спойлер. Я, однако, не согласен. Если и спойлер, то максимум по ассоциации. Значение этого слова и традиция его употребления таковы, что, на мой взгляд, оно к этому фильму не имеет никакого отношения. 1 комментарий к Плохая бабушка — рецензия на фильм «Реинкарнация» (Hereditary, 2018 г.)Добавить комментарий |
|||
|
Интересное словосочетание — «эмоциональный терроризм», действительно как нельзя лучше подходящее к «Реинкарнации».
Да, полностью согласен, что хоррор и трагедия близки по смысловому и эмоциональному наполнению. Просто опять же, согласно стереотипу, принято считать, что «трагедия» — это нечто Высокое, а «хоррор» — развлекушно низкое. Даже просто разговаривая с людьми, далекими от Ужаса, как искусства, слышишь, что хоррор — это почти всегда трэш, в котором всё всегда тупо и одинаково… Но благо есть такие информационные ресурсы, как наш, которые все силами пытаются опровергать это в корне неверное восприятие (когда мы говорим о хорроре именно как об искусстве).