Язык не поворачивается назвать «Паранормальное» фильмом ужасов. Это, скорее, интеллигентно-мягкое, даже миролюбивое бадди-муви, пластично-вдумчивая философско-экзистенциальная притча-аллегория в лучших традициях западного искусства («Путешествие пилигрима» Баньяна). Притча о двух братьях, Джастине и Аароне, и об их приключениях в царстве вечного возвращения того же самого.
Братьев играют режиссеры фильма, Джастин Бенсон и Аарон Мурхед. Братья — бывшие сектанты, у которых не получается ужиться в т. н. нормальном социуме. Они получают видеозапись с приглашением в свою бывшую секту. Они на мели, еды мало и она невкусная, а в секте — жалуется Аарон старшему брату Джастину — превосходно кормили. Жалобы Аарона созвучны упрекам, которые Моисей выслушивал от евреев в пустыне: «… о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! Ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы… уморить голодом» (Исх. 16:3).
Эта тема поднималась в «Матрице» — Сайфер, обедая в дорогом ресторане с агентом Смитом, беседует о вкусных блюдах, доступных в матрице и недоступных вне матрицы команде Навуходоносора да и вообще жителям Сиона. То есть речь о служении истинному Богу и идолопоклонстве или, в переводе на современный язык, об истинной духовности и ложной — полюсы, присутствующие в любом, в том числе светском и атеистическом, мировоззрении. Аарона влечет обратно в духовный Египет, страну духовного рабства.
Братья решают навестить секту.
И здесь самое время сказать два слова о русском переводе ленты, тем более что это краткое отступление поможет нам пролить свет на «Паранормальное» и его философский подтекст.
Перевод не получается признать удачным. The endless правильно переводится как «бесконечность» или «бесконечное». Речь идет о бесконечности вроде той, что описана в отрывке 341 («Величайшая тяжесть») «Веселой науки»:
Что если бы днем или ночью подкрался к тебе… некий демон и сказал бы тебе: «Эту жизнь, как ты ее теперь живешь и жил, должен будешь ты прожить еще раз и еще бесчисленное количество раз; и ничего в ней не будет нового, но каждая боль и удовольствие, каждая мысль и каждый вздох и все несказанно малое и великое в твоей жизни должно будет заново вернуться к тебе, и все в том же порядке и в той же последовательности, — также и этот паук и этот лунный свет между деревьями, так и это вот мгновение и я сам. Вечные песочные часы бытия переворачиваются снова и снова — и ты вместе с ними, песчинка из песка!»
Фильм — об этой бесконечности вечного повторения, о демоне, который делает предложение, и о тех, кто его принимает или не принимает. Паранормальное, сверхъестественное и т. д. — не центральный элемент сюжета, но, как и демон у Ницше, лишенная «плоти»-конкретики форма, художественный образ, символ-персонификация философской идеи.
Согласно Ницше, высший человек с радостью принимает вечное возвращение того же самого, ибо он лишен рессентимента, действует по принципу amor fati и поэтому благодарит судьбу за каждый миг, какой бы он ни был, даже если суждено этому мигу повторяться бесконечно без смысла и цели. Каждый миг самоценен, и ценность его абсолютна. Но и тяжела такая жизнь, недаром Ницше назвал отрывок «Величайшей тяжестью» и в нем же написал: «Овладей тобою эта мысль, она бы преобразила тебя и, возможно, стерла бы в порошок». Глава сектантов оставляет впечатление, будто он придавлен неким весом. Вот что пишет Бакусев в работе «Лестница в бездну»: «… до масс ей [античной доктрине вечного возвращения] доходить не позволяли, потому что она требовала… мужества, данного немногим. А мужества она требовала в силу признания трагической безысходности бессмысленного бесконечного вращения по кругу…». Поэтому режиссеров «Паранормального», а также их героев, интересуют альтернативы, позволяющие выйти из вечного круга, а именно (навскидку): буддизм, сулящий освобождение от бесконечного цикла рождений и смертей; христианство, разгибающее круг — мир бесконечно повторяющихся архетипов — в стрелу единственной и неповторимой истории; психоанализ, глубиннопсихологическая перспектива, не имеющая дело с космологией, но стремящаяся преодолеть навязчивое повторение одних и тех же сюжетов в каждой конкретной жизни; в любом случае мировоззрение, преодолевающее невыносимую цикличность бытия. Между вечным возвращением и альтернативой и выбирают братья.
Некоторые кадры очень эстетичны, видеоряд вообще хорош; музыка удачная и атмосферная; режиссеры-главные актеры в основном спокойно бродят туда-сюда, беседуют, задаются вопросами о том, что же происходит в секте, удивляются, иногда ссорятся.
Есть здесь и социальная драма (бывшим сектантам не удается благополучно обосноваться в социуме), но она в «Паранормальном» имеет малое значение. Фильму предпосылают эпиграф-цитату из Лавкрафта: «Страх — самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх — страх неведомого». Понимать цитату, по-видимому, следует в контексте главной темы этого отличного бадди-муви, то есть в контексте выбора: принимать вечное возвращение того же самого или нет.
Да, с переводом родимые локализаторы как всегда жгут…Специально сделано, чтобы было четкая ассоциация с «Паранормальным явлением».
Всегда приятно прочитать рецензию, после которой действительно хочется посмотреть фильм. Тем более, что из-за упомянутого дурацкого руссо-названия, я о картине думал совсем другое.
Алексей, спасибо, что оценили. Фильм смотрел в кинотеатре с большим удовольствием. Заинтриговала-зацепила его миролюбивость. Ходят два интеллигента, беседуют с очень спокойными сектантами, удивляются, задают вопросы. Ну поссорились, ну помирились. А куда торопиться? Бесконечность ).
Вся эта трактовка через Ницше — мое скромное мнение, больше такой трактовки я нигде не видел. Но, сколько ни читал другие рецензии, изменить свою трактовку повода не увидел. На мой взгляд, Фридриха Ницше процитировали дословно. Даже если разобрать все лавкрафтовские мотивы, то, мне кажется, я их всё равно смогу списать в графу «форма-оформление-художественное средство». Впрочем, детального разбора лавкрафтовских мотивов я не видел.
Возможно я, если возьмусь за текст после просмотра, как раз напишу его с точки зрения лавкрафтовских мотивов. А может быть увижу в фильме еще что-то. Главное, что теперь точно посмотрю.
Меня уже радует, если хоррор не как мокументари снят, а то бывает сюжет интересный, а смотреть невозможно из-за съемки от первого лица.