«Я сошел с ума, или меня окружают сплошные сумасшедшие?» — этот вопрос часто исследуется как писателями, так и режиссерами, включая великих классиков, таких как Уильям Шекспир. Его «Гамлет» — ни что иное, как путешествие в потемки метущейся души, терзаемой диллемой «To be or not to be?», и визуализированное как мрачный психологический триллер, с кучей трупов к финалу. А проводя параллели с современным кинематографом, можно сказать, что сегодняшние фильмы ужасов говорят о том же, о чем вещали многие шедевры мирового искусства. Вот только у одних нынешних творцов получаются невзрачные поделки, а у других – выдающиеся произведения, все зависит от таланта и глубины понимания жанра. И если у зарубежных режиссеров за плечами целая школа хоррора с многолетней историей, то у отечественных постановщиков опыт нарабатывается методом проб и ошибок. Чтобы добиться успеха, российскому хоррормейкеру необходимо знать не только «ужасную» заморскую классику, но и быть разносторонне эрудированным и образованным интеллектуалом, ибо лучшие идеи произрастают из универсальных культурных традиций, как в случае короткометражного триллера «Лицо».
Эпиграф из «принца датского» не только делает красивую отсылку к бессмертному художественному наследию, но и определяет смысловое наполнение маленького хоррора со звучным названием «Face». С одной стороны, это мрачная параноидальная история – болезненная драма центрального персонажа, а с другой – комплект кошмаров современного кинематографа ужасов, состоящий из самых действенных элементов.
Режиссер и сценарист Евгений Колядинцев определенно осмысливал каждый кадр, вкусно слепленный из визуала, саундтрека и действия. Вся картина выдержана в гнетущих тонах, подчеркивающих депрессию главной героини, обреченно ждущей прихода таинственного убийцы. Психотерапия мало ей помогает, а лучшим советом врача оказывается призыв встретиться лицом к лицу с собственным страхом. Ведь доктор конечно не верит, что маньяк-преследователь реален…
Фактически мы наблюдаем узнаваемые образы, если хотите – штампы хорроров, но реально впечатляет их высокая и искусная концентрация в рамках короткометражного формата. В памяти всплывают как легендарные, так и недавние картины из миров восточных «призрачных» ужастиков, мотеля Нормана Бейтса, обители Майкла Майерса, дома клоунов и жутких рассказов о психических расстройствах. И более того, создается ощущение, что замыслу тесно в пятнадцатиминутном хронометраже, а режиссеру есть что сказать на дистанции полного метра. Пусть «Лицо» — сценарно завершенная история, не требующая дополнений, но чисто с позиции хоррор-приемов еще было где развернуться. Поэтому определенно хочется еще отечественных страшных историй, сделанных на высоком художественном уровне, но уже в формате большого кино.
Секрет успешности «Лица» в том, что режиссер точно осознавал, что он хочет сделать и как надо это сделать. Есть четкая жанровая определенность, логически выстроенная история и крепкая постановка. К условным минусам можно отнести «предфинальное разжевывание» сути, когда хочется, чтобы кино именно «показывало», а не «рассказывало» устами героев о своем замысле. С другой же стороны, если фильм подразумевает массовый охват, он должно быть максимально понятным, по принципу «голливудской драматургии» для всех и каждого. И если российские постановщики (в своем большинстве), научатся снимать интересные «страшные» картины, пусть и основанные на штампах, но мастерски их используя, будет уже хорошо. У Евгения Колядинцева определенно есть все данные, чтобы продолжать карьеру хоррор-режиссера.
Страница фильма «Лицо» в КЛУБ-КРИКе
Добавить комментарий