В конце семидесятых годов двадцатого века в советском обществе резко повысился интерес к жанровому кино. И после десятилетий засилья нудных рабоче-колхозных лент, а также революционных, произошел прорыв, продлившийся впрочем не долго. Но итогом этого стали такие ленты, как «Экипаж» и «Сказка странствий» Александра Митты, «Пираты двадцатого века» Бориса Дурова, «Похищение «Савойи» Вениамина Дормана, «Через тернии к звездам» Ричарда Викторова. Эти пять фильмов стали воистину своеобразным оазисом для советского зрителя в засилье колхозно-рабочей тематики, безусловно тоже нужной, но порядком всем поднадоевшей. Все эти фильмы стали чемпионами проката и в общем-то определили во многом облик последующего позже жанрового кино России. У нас речь пойдет о приключенческом триллере «Похищение «Савоии», который позиционировался как бы по территории детского подросткового кино, потому что герои фильма все-таки дети, польский мальчик и русская девочка, правда все остальные герои — взрослые. Летящие на каникулы дети и их родители совершают аварийную посадку в джунглях Бразилии и вскоре оказываются заложниками жестокой банды, возглавляемой бывшим нацистским преступником, к тому же ешё и наркобароном.
Дальнейшее действие ни дает заскучать ни на минуту; погони, перестрелки, несвойственный советскому кино драйв, искрометная динамичность. Ранее в подобной стилистике Дорман снял революционную вестерн-дилогию «Пропавшая экспедиция», в середине семидесятых ставшую хитом советского проката, однако там все было гораздо мягче. В «Похищении…» же режиссер будто бы снимал так, что не боялся ни бушующей тогда цензуры, ни устоявшихся стереотипов. Лента кровава, жестока, если убийство, то не стыдливо вполкадра, а с кровью, с ужасающими подробностями. Бандиты — настоящие отморозки, давно утратившие человеческий облик, наркоманы с подробностями ломок и прочего, к тому же лента насквозь пронизана флюидами подросткового эротизма, правда сделано это очень тактично и красиво, сцена где мальчик поляк подглядывает за купающейся девочкой (Даша Михайлова), эта юная актриса на тот момент, вообще ни в одном из своих фильмов ни была столь обольстительна, как в этом.
В общем, как не крути, по большому счету детским этот фильм никак ни назовешь; большое количество натуралистически кровавых сцен, убийства, эротизм, к тому же и детский, который цензура тогда особо пресекала, но тем не менее фильм выходит на экраны и становится лидером проката! Рискну предположить, что антифашисткий пафос, которым пронизана лента, стал лишь фоном-оболочкой, в которую режиссер спрятал желание снять самый настоящий фильм непрерывного действия, в его творческом активе несколько подобных фильмов, в том числе он автор знаменитой трилогии о Резиденте.
Несмотря на то, что герои, перетерпев ужасные страхи и лишения, своим мужеством разворошили насиженное гнездо фашистских недобитков и вернулись домой, в финале проскальзывает грустная нота; нацистскому преступнику (Михаил Глузский) все же удалось ускользнуть, а значит зло может ещё вернуться. Возможно режиссер и предназначал свой фильм если не детской, то подростковой аудитории, просто видимо не захотел в свойственной тогдашнему детскому кино манере все жестокости смягчать. Как не странно, у него получилось, и цензура не придралась, хотя тогда все подобное, даже намеки, резали по живому. По отзывам из советских журналов кино, подростки фильм просто обожали, позже подобная история повторилась с «Пиратами двадцатого века», хотя то в общем взрослое кино, но именно подростки сделали «Пиратам» сумасшедшую кассу. Позже Александру Митте, который тоже предназначал «Сказку странствий» более для подростков, пришлось с боем отстаивать эпизод с чумой. Режиссер писал в воспоминаниях, что пришло осознание, что страшное более не следует прятать от подростковой аудитории, стыдливо прячась за смягчающими аллюзиями. Слава Богу и Дорману не помешали снять «Похищение» в авторском изначальном замысле, и эпизод с женщиной-чумой удалось отстоять. Сейчас, когда мы в кино перекормлены всем и вся, эти фильмы кажутся уже немного наивными, чем-то далеким из детства, но все же прекрасно, что подобное кино было в нашей жизни и сформировало нас пусть даже через страшное, но тем не менее очень пленяющее.
Первый раз смотрел в году 1979 или 80 , тогда мне понравился , но тогда мне было 8 или 9 лет