Очень жаль, что я открыл для себя некоторые советские жемчужины жанра слишком поздно. Но видимо слишком долго в нас сидел стереотип, что в СССР ужасов не было и не могло быть. Так с этим и выросли, упустив на дороге взросления то, что могло бы как бальзам умягчить душу, пусть даже это умягчение и очень страшное.
Я очень люблю американский ужастик «Гризли» (1976 г.) о разбушевавшемся в канадских лесах медведе-людоеде, огромном, страшном, и каком-то невероятно разумном. Но в американском фильме, при всей его динамике, чересчур много фантастики; медведь просто будто просчитывает каждый шаг людей вокруг него. В нашем же фильме, вышедшем почти в том же году, что и «Гризли», медведь-людоед появляется не так часто, но от того фильм не кажется менее страшным, чем американский.
Фильмы ужасов в Советском Союзе — это какая-то своя особая тема, по сути их не было, и по духу государственности и не должно было быть. Не вязался этот жанр никак с тогдашней политикой партии и правительства, уверенно зовущей свой народ в светлое будущее. А тут медведь-людоед, периодично закусывающий бравыми советскими геологами… Говорят, картину чуть не запретили, посчитав сюжет слишком по-голливудски жестоким, но все же ценой огромных усилий её удалось отстоять.
Некоторые сцены из этого фильма действительно очень жестоки и могут дать фору везде расплодившемуся Голливуду. Взять бы хотя бы сцену, где медведь жует ногу геолога. Подобные сцены в нашем главном фильме ужасов семидесятых очень хорошо сбалансированы по-драматургически; тут хороши и характеры человеческие, и отношения людей, не менее, чем хоррор-эпизоды. В основе фильма лежит замечательная повесть Георгия Федосеева, основанная на реальных событиях. Мрачные легенды рассказывают жители глухого уголка Восточной Сибири — о злом духе Ямбуя, который преследует всех, вступивших на его территорию. Много опасных приключений ждет смельчаков, прежде чем они обнаружат истинного виновника трагедии — медведя-людоеда. Неторопливый ритм, красивые и в то же время беспокоящие виды природы, создают тревожную атмосферу подстерегающей на каждом шагу опасности.
Фильм оказался настолько атмосферным, по-настоящему жутким и интересным, что по праву стал, во-первых, лидером тогдашнего проката, ведь в самом деле советские зрители более десяти лет со времен «Вия» соскучился по подобным зрелищам. А во-вторых, наряду с тем же «Вием» и «Дикой охотой короля Стаха», он входит в число самых лучших советских хорроров.
Как я уже писал ранее, для кинорежиссера Бориса Бунеева эта картина так и остался единственным опытом в жанре хоррора, но в советском кино эта практика была повсеместной. Советские кинорежиссеры словно пробовали этот новый и безусловно вкусный жанр на вкус, но второй раз вступить на эту стезю уже не решались. Зато даже от этой неуверенности рождались редкие жемчужинки жанра, подобные «Злому духу Ямбуя», а сколько теплых отзывов и воспоминаний на кинофорумах об этом фильме! Скольких он по-настоящему напугал в детстве и юности, и привил несвойственный страх к медведям. Настоящий шедевр и редкий образец чистого советского хоррора.
Давно хотел посмотреть. В 1970-е еще один хороший жанровый фильм вышел — «Дикая охота короля Стаха».