После классно сделанной экранизации романа Кинга «Мертвая зона», Дэвид Кроненберг стал по-настоящему заметной фигурой в Голливуде. Теперь он уже считался не просто «перспективным» постановщиком, а вошел в число профессионалов, способных делать кассовые картины. На момент подготовки к съемкам «Мухи» Кроненберг был прикреплен к другом (впоследствии также культовому) проекту «Вспомнить всё». Но судьба распорядилась так, что в итоге Дэвид взялся за куда более близкий ему по стилю и смыслу фантастический хоррор.
«Муха» оказалась той удивительной лентой, которая с одной стороны была студийным продуктом, а Кроненберг – нанятым ремесленником, способным сконструировать «страшный блокбастер». С другой же стороны по условиям контракта Дэвиду предоставили возможность переписать сценарий в соответствии с субъективным авторским видением, благодаря чему Кроненберг в полной мере проявил себя как Творец в коммерческом проекте. Причем режиссер неожиданно сделал акцент на яркой мелодраматической линии на фоне ужасающей мутации главного героя. В результате публика увидела не просто шокирующий боди-хоррор, а и сентиментальную историю отношений Красавицы и Чудовища поневоле.
«Муха» образца 1986 года одновременно стала экранизацией рассказа Джорджа Лангелаана и ремейком успешного одноименного фильма 1958-го. В основе сюжета по-прежнему был трагический эксперимент по телепортации, в результате которого человек оказался скрещен с мухой на молекулярно-генетическом уровне. Главный герой не сразу осознает чудовищность своего положения, но стремительно и болезненно мутирует в странное существо, вселяющее ужас и отвращение. Кроненберг, без сомнения, являлся идеальным кандидатом, способным совместить в кинополотне крышесносящие телесные трансформации и социально-философское осмысление кошмарного процесса. И его «Муха» на удивление хороша четким балансом между визуальной жутью и драмой героев, обреченных на страдания.
По гриму и спецэффектам фильм Кроненберга явно опередил свое время, так как даже сейчас картина смотрится феерически-ужасающе! Отсутствие пресловутой компьютерной анимации только пошло на пользу, так как облик героя с прогрессирующей мутацией превосходит все ожидания. Джефф Голдблюм отлично играет душевно-физические мучения своего персонажа, одновременно вызывающего симпатию и пугающего до чёртиков. Де-факто хоррор в «Мухе» — лишь обязательная форма повествования подобной истории, в то время как ее суть – щемящая трагедия ученого, оказавшегося в безвыходной ситуации. Публика с замиранием сердца наблюдает, как угасает Человек, всеми силами пытающимся сохранить разум и душу, ибо тело ему уже не подвластно. Сет Брандл – не отрицательный герой как таковой, а стопроцентная жертва дикого обстоятельства, превратившего его в безнадежного изгоя и потенциального хищника. При всей ярчайшей визуализации мутации, спецэффекты лишь максимально усиливают болезненный кошмар, а не генерируют его.
«Муха» заслуженно вошла в ряд хит-парадов лучших фильмов ужасов в истории мирового кино, в первую очередь благодаря отличной режиссуре Дэвида Кроненберга. Простой ремесленник вряд ли мог создать настолько выверенную и берущую за душу картину при тех же технических возможностях. А Кроненберг блестяще доказал, что и на почве коммерческого кино можно создавать жанровые шедевры на все времена.
Страница фильма «Муха» в КЛУБ-КРИКе
Хорошо написал, хотя мне больше старая «Муха» нравится. А еще я саму повесть читал. Вот из коммерческого Кроненберга мне «Мертвая зона» нравится.
Следующий порядковый фильм Кроненберга «Связанные насмерть» — вообще для меня «темная лошадка». Практически не ведаю — о чем он, и какой эффект произвел на публику. Но так оно даже интереснее, посмотреть творение мастера максимально чистым взором.
Да, грим и впрямь будоражит воображение. Крис Уолас(режиссер второй части «Мухи») за участие в этом фильме удостоился премий «Оскар» и «Сатурн». Работал у Кроненберга на съеках «Сканнеров» и «Обеда нагишом». В «Гуманоидах из бездны» и «Привидении» Джерри Цукера грим и прически тоже его рук дело. Талантище!
Я бы мог тебе рассказать, но не буду. Думаю, тебе понравится.