Волею случая пересмотрел норвежский комедийный зомби-хоррор «Операция «Мертвый снег»», перечитал свой старый отзыв для КиноПоиска, написанный в год выхода фильма, и обнаружил, что мое отношение к картине нисколько не изменилось. Явно не моё кино, в котором я не увидел классного юмора и отпадного ужаса, которые так ценят многие зрители. И если бы я писал текст на фильм сейчас, то создал бы нечто подобное, лишь несколько более зрелым языком и не от первого лица. Пусть эта старая рецензия из моего раннего творчества будет размещена и в Клубе.
Алексей «Max Cady» Петров.
Неудавшаяся зомби-трагикомедия
В классической драматургии существует всего лишь три жанра, как таковых: «драма», «комедия» и их симбиоз — «трагикомедия». Несмотря на то, что данное подразделение относится в первую очередь к театру, оно точно также может быть применимо и к кино, как к искусству, в основе которого обязательно лежит драматургическая конструкция. То есть даже снимая чисто развлекательный жанровый фильм, будь то боевик или триллер, режиссер должен четко понимать, что он создает; драму, комедию или трагикомедию в жанровой оболочке. Причем самым сложным станут съемки трагикомедии в рамках выбранного «киношного» жанра, ибо гармонично совместить в одном фильме несерьезно-смешное и трагически-ужасное сможет только по-настоящему талантливый режиссер. Увы, как оказалось, Томми Виркола таковым не является, и его псевдокомедийный зомби-хоррор «Операция «Мертвый снег» оказался творческим промахом.
Итак, компания парней и девчонок отправляется на уик-энд в горы, чтобы побухать, повеселиться и покататься на санках и ватрушках. В разгар веселья в их домик заявляется угрюмый местный житель и рассказывает страшную историю. Оказывается в годы Второй Мировой войны здесь располагался фашистский гарнизон. И теперь среди местных ходит поверье, что в здешних местах обитает злобный дух — отголосок войны. Ребятки, конечно, похихикают и ни во что не поверят, но на следующий день начнется настоящее восстание мертвецов…в форме фашистских солдат!
Чтобы вы правильно поняли мою негативную реакцию, скажу, что «Операция…» отнюдь не задела моих патриотических чувств, касаемо победы русского народа в Великой Отечественной Войне. Фильм никак не высмеивает главную мировою трагедию ХХ века и не издевается над памятью миллионов людей, погибших в борьбе с гитлеровской армией. Ну а монстры в виде оживших фашистских захватчиков — это всего лишь креативная коммерческая идея для привлечения зрителей и создания некого оригинального киношного образа плотоядного зомби. Так что фильм не стоит воспринимать как издевку над Священной Памятью. Это просто развлекательный хоррор. Проблема-то в том, что как жанровый фильм он откровенно плохо снят.
Поначалу вроде как творческая задумка режиссера понятна и верна. По аналогии с каким-нибудь «Хостелом» и множеством других современных хорроров, «Операция…» начинается как молодежная комедия, а потом постепенно превращается в жуткий кровавый фильм ужасов безо всякого юмора. Если бы Виркола действительно пошел бы по данной проторенной дорожке, то его «Операция…» стала бы еще одним удачным ужастиком. Но режиссер решил поиграть с жанрами на протяжении всего фильма, по аналогии с творчеством Квентина Тарантино. Поэтому от начала до конца мы смотрим неровный гибрид стёба и зверского насилия. Только в отличие от того же Тарантино, у Вирколы нет ни чувства меры, ни чувства стиля. Он постоянно делает очень грубые переходы от идиотски-смешных к серьезно-трагичным сценам. Конечно, я прекрасно понимаю, что «Операция…» в первую очередь — комедия, но зачем тогда, спрашивается, «грузить» фильм отдельными затянуто-драматичными сценами гибели героев в борьбе с зомби? Как говорится, если уж прикалываешься, так хохми все время, а не обращай вдруг все в трагедию, чтобы попытаться выдавить слезу из зрителя реалистично-драматичной смертью кого-нибудь из героев.
Неразбериха с жанровой принадлежностью фильма автоматически заставляет обращать внимание на множество смысловых неувязок и неправдоподобность происходящего на экране. Будь «Операция…» комедией в чистом виде, то вся экранная ересь списывалась бы на несерьезность фильма, а поскольку режиссер хочет, чтобы мы сопереживали героям и ужасались их смертям, то мы, в свою очередь, естественно, хотим, чтобы картина была реалистичной в рамках зомби-хоррора. А что мы получаем в ответ? Получаем мертвяков-фашистов в новеньком обмундировании, которое не сгнило за 50 лет в сырой земле. Еще получаем вынужденную ампутацию конечности бензопилой, после которой герой резво бегает и прыгает без боли и шока. А еще у зомби есть куча огнестрельного оружия, которое они почему то не применяют, но зато при этом нападают на «живых» с ножами, топорами, палками. Причем в отличие от классических зомби эти «мертвые фашики» отнюдь не пытаются сожрать, а просто убивают «живых» любыми способами. Спрашивается, если мертвяки вполне осознанно нападают на «живых» с холодным оружием, то почему бы им не воспользоваться автоматами и пулеметами, которых у них полно? А уж когда вы узнаете, ради чего вообще мертвецы-фашисты восстали из могил, и какую цель они преследуют, то это вообще полный улёт! В контексте ТАКОГО сюжета серьезно-драматические сцены просто неуместны, а комедийная составляющая фильма крайне слабая.
Главная проблема картина вообще в том, что режиссер таки не смог толком «поприкалываться». Фильм никак не тянет на полноценную пародию на зомби-хоррор, для этого в нем слишком мало шуток и иронии. А от «комедийной беспомощности» режиссер и пытается заполнить пустоты страшными и драматическими сценами. В итоге не получается ничего…
Резюме: не скажу, что «Операция «Мертвый снег» совсем уж безнадежно плоха, ее можно разок посмотреть с друзьями «под пиво», так как отдельные «прикольные» сцены в ней все же имеются, но если вы хотите действительно получить удовольствие от хорошей зомби-комедии, то лучше посмотрите/пересмотрите «Зомби по имени Шон» Эдгара Райта.
14.12.2009.
Прямо восторга не испытал, но посмотрел с интересом в своё время.
Здесь действительно вопрос в индивидуальном восприятии специфичного юмора данной картины. Я понимаю, что всё это стёб от начала до конца, но не цепляет никак, что тогда в 2009-м, что сейчас. А когда юмор не прет, невольно начинаешь замечать кучу недостатков, которые легко бы фильму простил, если бы лента реально веселила.