Если вы следите за экранизациями Стивена Кинга, то наверняка знаете про «Dollar Baby» фильмы — ленты студентов и начинающих кинематографистов, которые купили права у маэстро ужасов на экранизацию его рассказов за 1 (один) доллар США. Один из участников этой программы рассказал мне, что доллар надо пересылать по почте, но приходит он не домой к мистеру Кингу (иначе бы адрес его дома давно бы гулял по сети), а в безымянный почтовый ящик где-то на пустой дороге в штате Мэн. Уже жутко!
А знаете ли вы, что в Краснодаре (да-да, в Краснодаре, Карл!) уже в третий раз проходит конкурс таких фильмов под названием «Кошмары и Фантазии Стивена Кинга»? В этом году КЛУБ-КРИКу поручена почетная роль выступить в судейском составе — но все вы можете поучаствовать в зрительском голосовании, посмотрев и оценив тринадцать короткометражек тут.
А вот и первая порция отзывов, судя по которым «ужас» — это не всегда то, что имел в виду мистер Кинг:
01. «Лёгкий способ бросить курить», режиссёр Савва Симоненко (Россия). По рассказу «Корпорация «Бросайте курить».
Пожалуй, это один из самых экранизируемых кинговских рассказов (в одном этом конкурсе таких участвует аж трое). К тому же, существует отличная профессиональная экранизация с Джеймсом Вудсом в главной роли в состава фильма-альманаха «Кошачий глаз». Тем ответственнее должна быть позиция кинематографистов, даже начинающих, при работе с этим материалом. Формально сюжет обманчиво прост – если разбить фильм на эпизоды, герои в нем сидят и разговаривают… и иногда курят. Тем тяжелее смотреть работу Саввы Симоненко. Создается впечатление, что фильм просто… сняли – без подбора натуры, репетиций и даже без монтажа. На всё это наложили известную музыку (услышав в середине «Yesterday» от Beatles, поневоле восхищаешься творческой смелости авторов), но лучше фильм от этого не стал. Кажется, авторы впервые взяли в руки камеру и, не имея представления ни о монтаже, ни о свете, ни о композиции фильма, начали снимать. Достаточно посмотреть первую сцену в кафе, во время которой камера мечется между героями, хотя о «восьмерке» оператору вроде бы известно. Грубые тени от осветительных приборов черными полосами лежат на лицах актеров. Очень много невыносимо долгих сцен, или секундных перебивок (показателен кадр с рыбками в середине, который длится секунды три, но за это время оператор успел подвигать трансфокатором и дернуть камерой). Фильм длится невыносимо длинные тридцать минут, которые можно было бы сократить вдвое. Все актеры примерно одного возраста, что дает повод подумать, что все это – друзья режиссера. При этом комично звучит упоминание о матери героя, как о «старушке» — при том, что герою на вид лет двадцать.
Так как только ругать фильм непедагогично, выделю хорошую актерскую работу парня, который играет босса корпорации. Также уместен (хотя и невыносимо затянут) видеоряд курящих людей у метро – явно просто прохожих. Занятно придумано, что все персонажи, которые вроде бы хотят помочь герою, курят. Хорошо сделан параллельный монтаж в сцене избиения девушку.
Учитывая, что фильм снят в 2009 году, поздно давать режиссеру какие-то советы. Потому что за это время он либо научился снимать кино. Либо нет.
02. «Здесь тоже водятся тигры», режиссёр Сергей Блинов (Россия). По одноимённому рассказу.
«Фильм снят и смонтирован 13.04.2009» — этот титр в финале с головой выдает тот факт, что это скорее зарисовка, чем короткометражка. Особенно комично выглядит то, что все герои имеют английские имена, в то время, как в кадре исключительно российская школа с надписями на русском языке. Исполнительница роли учительницы убедительна – все остальное не выдерживает критики. Герои лет на десять старше, чем нужно – здоровенный детина, который боится попросить учительницу выйти в туалет, просто смешон. При этом весь рассказ держится на саспенсе, которого в фильме нет и в помине. Из достоинств фильма выделю то, что он короткий, и сделан по рассказу, не затасканному экранизациями.
03. «Крауч-Энд», режиссёр Олег Сергушев (Россия). По одноимённому рассказу.
И вновь попытка выдать российские окрестности за таинственный «Крауч-Энд» — при том, что в кадре надписи «Не прислоняться», «Кредиты» и – в самом жутком месте – «Русский Краснодар». С монтажом тоже о-о-чень большие проблемы, но здесь авторы хотя бы умеют накладывать музыкальную дорожку. Ощущения лавкрафтианского ужаса нет и в помине – а наши подземные переходы испугают сами по себе без всякого Кинга. Довольно странное решение выбрано для полицейского участка – начиная от освещения до одежды героев. Камера вольно гуляет вокруг них, не стесняясь пересекать сакральную линию между собеседников, да и просто утыкаться им в спины. Что касается фрагментов «мокьюментари», то хочется в очередной раз напомнить – во время записи изображение заряда батареи НЕ записывается на пленку.
За краткость фильма и за пугающий звук в финале – зачет. За все остальное – приходите на пересдачу.
04. «Корпорация «Бросайте курить», режиссёр Карл Боц (Узбекистан). По одноимённому рассказу.
Из просмотренных короткометражек – эта первая, которую можно назвать «короткометражным фильмом». Тут нет откровенных ляпов по монтажу, звук нормально записан, и игра актеров вполне приемлемая. Немного царапают небрежности вроде доморощенной визитки и встречи взрослых и успешных героев (вице-президентов компании) у кинотеатра, где идут «Тачки 2», «Трансформеры 3» и «Гарри Поттер 5». На какой из этих фильмов они идут? 🙂 И еще смущает побуквенная приверженность оригинальному рассказу – в этой версии нет места ни удивлению, ни фантазии – все сделано «в лоб». Если убрать звук, может показаться, что идет драма, снятая в советское время на студии Узбекфильм.
05. «Псалом параноика», режиссёр Дарек Коцурек (Польша). По стихотворению «Заклятие параноика».
А вот это уже Кино. То ли фильм, то ли мультфильм, в котором отсылок к «Темной башне» больше, чем в выпущенном недавно на большие экраны одноименном блокбастере. Параноидальный бред персонажа трансформируется в гротескные черно-белые образы под тягучий саундтрек, бесконечный дождь заливает пространство, а на лестничной площадке ждет человек в плаще… Минус фильма разве что в изначальной бессвязности сюжета – ведь основой фильма стал даже не рассказ, а стихотворение. Кроме того, центральный персонаж фильма – Параноик – выглядит весьма усредненной фигурой без всякой индивидуальности. От человека, который не выходит на улицу и пишет пятьсот писем по пятьсот страниц ожидаешь хоть некоторой эксцентричности. Очень хорошая работа!
Продолжение следует, сэй!
Добавить комментарий