Фильмы советской Прибалтики никогда ни ассоциировались у меня с понятием хоррора. Ну были конечно эстонско-польские совместные постановки в жанре фантастического триллера «Дознание пилота Пиркса» и «Заклятие долины змей», но это пожалуй и всё. А тут вдруг занявшись исследованием советских и постсоветских фильмов ужасов, стал делать открытия одно за другим в этой малоизведанной области. И вот таким открытием стал для меня единственный прибалтийский мистический триллер, снятый, обратите внимание, ещё в далекую пору Советского Союза.
Василий Масс — художник многих знаменитых прибалтийских фильмов, для которого эта режиссерская работа так и осталась в фильмографии единственной, создал действительно оригинальный, не похожий по стилю ни на ранние советские фильмы ужасов, ни на что-либо голливудское. Вот уж действительно оригинальность есть оригинальность! Жаль, что смутные девяностые годы не дали раскрыться в полную силу подобным талантам. Многие замечательные кинорежиссеры, сняв один-два фильма, так и сгинули в неизвестности. Например Владимир Потапов — автор замечательного фильма «Посредник» о инопланетном вторжении, тоже глубоко оригинального.
Возвращаясь к «Пауку», что мы как зрители здесь имеем? Кроме интереснейшей мистической составляющей, интерпретирующей сюжет о необычном оборотне (ведь мы привыкли обычно либо к волкам, либо к медведям, а здесь паук), в наличии визуальная роскошь в виде оживающих портретов и статуй, напоминающая чем-то некоторые жуткие моменты «Восставшего из ада». Перед несчастной девушкой распахиваются врата ада, и через что?! Через картины, которые вообще-то по идее должны нести свет красоты искусства в мир! Нужно сказать, что сцены с оживающими картинами действительно одни из лучших в фильме и образно напоминают магический кубик пинхедов, открывающий портал в преисподнюю. Только в данном случае портал этот открывает дверь в мир, где царствует опаляющая разум демоническая похоть, и мрачный художник очень образное выражение её; получеловек — полупаук, плетущий для своих жертв паутину, не оставляющую жертвам надежду.
Фильм «Паук» является смесью мистического триллера (порой переходящего в ужасы) с эротикой, ничуть не приближающейся к порнографии, несмотря на большое количество обнажённых женских тел. Хотя жанр фильма можно выразить лишь одним словом — фрейдизм. Сексуальные фантазии Виты показаны во всей красе, включая знаменитую сцену с пауком. Диалогов в фильме довольно мало, зато очень красив визуальный ряд. Вторая половина фильма происходит на фоне природных ландшафтов, которые также очень красочно сняты. Фильм украшает и приятная музыка.
Основными атрибутами фильма как «ужастика» являются кошмары героини. То ей снится совокупление с гигантским пауком, то труп, разлагающийся у неё на глазах. Сцена с пауком, кстати, снята довольно подробно, а сам паук выглядит очень натурально, даже правдоподобнее, чем в голливудских подделках. Кошмары преследуют героиню и наяву: то ей, ни с того, ни с сего, средь бела дня привидится эшафот, то трупы, то обнажённые женщины.
Данная картина снятая на самом пике возрождения ко всему мистическому, таинственному и страшному в нашей стране, лично для меня встала в один ряд с лучшими образцами смысловых ужастиков девяностых годов. Но только бесконечно жаль, что это интересное начинание так и не получило развитие в кино девяностых и двухтысячных годов, в Прибалтике тем более. В дальнейшем был сняты в Прибалтике ещё только два ужастика — «Слеза князя тьмы» (1992 г.) в Эстонии и «Мистерия старой управы» (2000 г.) с той же Аурелией Анужите в Латвии.
Также в заключение хочу сказать, что очень понравилась сцена битвы священника с демоном. Снято по тем временам очень даже неплохо, руки, временами трансформирующиеся в паучьи лапы, производят впечатление. При всей неторопливости, и медитативной замедленности, неторопливости, я бы сказал, фильм способен порадовать любителей ужасов.
Вот это мега-грандиозный фильмец!