В фильмографии аргентинца Рикардо Вулличера «Дом теней» занимает странное место. Все прочее творчество режиссера посвящено остросоциальным проблемам, обличению колониализма, левацким теориям, защите национальных меньшинств, восстановлению исторической справедливости и т. д. и т. п. В-общем, достаточно типичный набор для «передового», как писалось когда-то в советских газетах, деятеля культуры из страдающей под пятой империализма латиноамериканской страны. И вдруг, где-то между историко-революционным эпиком «Квебрахо» и политической сатирой «Саверио, жестокий» затесался оккультно-визионерский триллер с «проклятым домом», привидениями, спиритизмом и прочими буржуазными радостями. Да еще и снятый в содружестве с теми самыми англосаксами, по подлой природе которых сеньор Вулличер прошелся парой лет ранее. Единственным объяснением подобного казуса является банальная сентенция о том, что убеждения — убеждениями, а кушать хочется всегда.
Понятно, что ждать откровений в жанровом кино от художника, привыкшего работать совсем в другой области, не приходилось. Тем не менее, аргентинец подошел к делу весьма ответственно, перечитав, похоже, перед началом съемок романы Уилки Коллинза и Конан Дойля. Так что нужную атмосферу сгустить потусторонним туманом у него получилось буквально с первых секунд действия, которое накрывает зрителя с головой без какой-либо раскачки. Ночь, улица, фонарь… Ржавая ограда пустующего особняка, мелкопакостная собачонка, заскакивающая в приоткрытую дверь. Выступающие из темноты покрытые пылью и паутиной предметы старой мебели, скрип рассохшейся лестницы, шорох на прячущейся в лунной тени балюстрады…
В принципе, можно не продолжать. Весь джентльменский набор классического хоррора использован в открывающей сцене «Дома теней» практически без остатка, не оставляя сомнений в природе будущего зрелища. Однако после скатившегося к ногам главной героини женского трупа, действие берет некоторую паузу и начинает развиваться по канонам викторианского детектива, которым явственный мистический акцент совершенно не противопоказан. Скорее, наоборот, если вспомнить того же мистера Коллинза, томик которого во время съемок явно был под подушкой у режиссера.
Итак, преступление, свидетельницей которого стала молодая женщина Одри Кристенсен, действительно произошло, но произошло оно за много лет до ее появления в заброшенном особняке Вудстеров. В те годы в деле были замешаны нынешняя хозяйка девушки миссис Хоуард, ставшая формальной наследницей покинутого дома миссис Рэндалл, предполагаемый любовник жертвы Роланд Стюарт, ее тогдашняя ближайшая подруга миссис Уилсон и еще несколько человек. Все они снова оказываются под подозрением во вновь открытом полицией деле, а обладающая даром медиума мисс Кристенсен — объектом пристального внимания со стороны потенциального убийцы.
Дальше все развивается по законам классического детектива: подозрения будут падать то на одного, то на другого персонажа — и сниматься по мере экстерминации подозреваемых. При этом режиссеру удается на всем протяжении довольно однообразного действия поддерживать созданную в самом его начале туманно-мистическую атмосферу за счет нехитрых приемов: съемок в полутьме, через фильтры, затуманивания краев кадра и т. п. Плюс продолжающиеся видения главной героини, все время напоминающие о визионерской составляющей сюжета. Дескать расследование — расследованием, но в финале ждите откровения. Добавьте к этому время действия: начало XX века, позволяющее вовсю экспериментировать с псевдо-викторианским визуалом. Так что, картинка в фильме оставляет очень даже приятное впечатление. Она цельная, стильная и подчеркнуто удаленная от реальности. Словно сеньор Вулличер стремился максимально дистанцироваться от своих прочих, снятых в документально-реконструкторской манере работ.
Неожиданных поворотов сюжета тоже хватает. Как и саспенса. Правда, здесь режиссер обошелся без так любимых авторами фильмов ужасов «ложных тревог». В «Доме теней» если уж напряжение сгущается, то оно обязательно разрядится либо пулей в сердце, либо топором между глаз — шутить авторы картины были настроены не очень. Хватает, конечно, и ляпов: например, вряд ли испорченные тормоза могли привести к серьезной аварии на скорости двадцать километров в час, которую едва мог развить автомобиль 20-х годов на разбитой грунтовой дороге… Ну, так на шедевр фильм изначально не претендовал. Но довольно крепким, стилистически выдержанным и атмосферным образцом жанра работа Рикардо Вулличера стала.
Добавить комментарий