Миниатюра с довольно банальным названием «Тьма», как это часто случается с подобными кинопроектами, выглядит своеобразной заявкой на создание полноценного фильма. Правда, для того, чтобы заинтересовать потенциальных спонсоров, идей у ирландского дебютанта Ноэля Мэлоуна оказалось не слишком много. Точнее, идея у него была ровно одна, и не сказать, что слишком оригинальная – поменять местами жертву и маньяка и попытаться извлечь из этого что-нибудь путное. В принципе, иногда из подобного посыла получается сделать недурственное кино. Взять, например, классический пример с «Я плюю на ваши могилы», но чаще выходит обыкновенный трэш разной степени кровавости.
Ирландец, однако, решил пойти другим путем, и сделал заявку на психологический триллер, в котором разного рода сплаттер-сцены хоть и присутствуют по умолчанию (жанр обязывает), но на передний план выходит противостояние совсем иного рода: силы воли противников, их витальности, харизмы и прочих качеств, необходимых в поединке, выжить в котором может только один. Вот только в силу ограниченности экранного времени, заявка эта так заявкой и остается. В то время как совершенно необходимая для короткого рассказа (неважно, текстового или игрового) «цепляющая» кульминация отсутствует напрочь. Фактически, с первого до последнего кадра даже неискушенному зрителю очевиден весь ход событий, который гладко подводит к банальной развязке. Правда, «банальность» эта подразумевает собой два варианта финала, но ни один из них не смог бы стать неожиданным и уж тем более шокирующим.
Впрочем, возможно, шокировать публику режиссер и не собирался. В конце концов, желающие посмаковать разлетающиеся по экрану мозги и отрезанные конечности без всякого труда смогут найти себе подходящие блюда среди богатого выбора современного трэша. А Мэлоун претендовал на нечто большее. Потому и ограничил свой дебют единственным, по сути, зато бесконечно длинным монологом прикованного к стене маньяка, который в ожидании неминуемой расправы со стороны вырвавшейся из-под его контроля жертвы, пытается уничтожить ее словами. Вот только пресловутой харизмы актеру Маркусу Сойе явно не хватает, а потому в действенность его угроз не верит не только бессловесная бывшая жертва, но и зритель, которому разве что экзотическим звучанием гэльского языка остается наслаждаться – не часто его в современном кино можно услышать.
Возможно, если бы у этого монолога было какое-то начало, хотя бы эскизом, намеками набросанная предыстория, слушались бы откровения садиста с большим нервом. А так саспенс, на который Мэлоун явно рассчитывал, остается в самом зародыше, потому как намеки о прошлых жертвах от убийцы остаются не более, чем намеками, которым не поверил бы не то, что Станиславский, но даже начинающий следователь. А нет саспенса – нет и триллера. А есть десять минут умозрительного психологического этюда из учебника криминальной психологии, в конце которых зритель вместе с героиней все чаще и чаще начинает посматривать на прислоненную к стене тяжелую кувалду, которая становится единственным аргументом от скуки.
Ох, и что так не даёт покоя режиссёрам примитивная фабула этих «оплёванных могил»? 🙂