Несколько лет назад на ММКФ показывали страшный в своей прямолинейности фильм «Ливан» — где один день локальной войны показан глазами людей, сидящими в танке. «Столкновение» (оно же «Противостояние») формально использует тот же прием — за весь фильм камера не покинет пределы небольшого — несколько квадратных метров — фургона. В Каире бушует «цветная революция» — на улицах сторонники партии «Братьев Мусульман» швыряют камнями в тех, кто поддерживает армию, а тех и других разнимают военные патрули, раскидывая их по автозакам, что кружат под палящим солнцем — тюрьмы переполнены, людей сажать некуда, а приказа отпускать не было. Как и не было приказа кормить, поить и давать справлять естестенные нужды..
Первыми в чрево фургона попадают двое американских журналистов, которых приняли за шпионов — раз снимают военных, ясное дело — шпионы. Камеру и телефон у них отбирают, зато у одного из них остается миниатюрная камера в часах, которой он продолжает снимать, надеясь, что этот опыт заставит участников конфликта иначе взлянуть на происходящие события. Пытаясь просить помощи у манифестантов, они неожиданно попадают под граз камней — после чего самые активные «бросатели» (включая худого подростка с футболкой с Губкой Бобом), попадают туда же, где сидят журналисты. Бывшим врагам приходится смириться с присутствием друг друга — и это только начало — вскоре в автобус начинают загонять всех подряд: ячейку «Братьев-Мусульман», ослушавшихся приказа военных, христиан, девочку со стариком-отцом, бездомного, вышедшего на улицу мстить за убитую собаку. Внутри автобуса вспыхивают стихийные конфликты, создаются и распадаются коалиции, зарождается и гибнет дружба. Это было бы похоже не детскую сказку про Теремок, если бы это не была история про людей, запертых в раскаленном автобусе без глотка воды. Клаустрофобия, паника и отчаяние захлестывает их, превращая военную драму сначала в триллер, а потом в самый натуральный хоррор. При этом до последнего момента остается неясным — стоит ли героям — хотя бы некоторым из них — надеяться на спасение.
Несмотря на обилие персонажей, теснящихся в узких стенах, они не сливаются в общую массу — у каждого из них своя история, своя причина быть здесь, и своя причина выбраться наружу. Забавный толстяк с кастрюлей на голове до революции пробовал себя в качестве актера мюзиклов. Бездомный неумело прячет под языком лезвие, чтобы походить на крутого. Молодой диджей влюблен в девушку, с братом которой он оказывается в злополучном автобусе. Продавец мобильных телефонов болен диабетом, но стесняется мочиться в бутылку. Пацан с Губкой Бобом на футболке выцарапывает гвоздем на стене поле для игры в «крестики-нолики» — и очень быстро понимает, что выиграть в эту игру очень трудно. Чаще всего результатом станет проигрыш обеих сторон.
Военные действия, хотя и видны героям в маленькие окошки фургона, потрясают масштабом, бессмысленной жестокостью и неконтролируемой агрессией. Замените воюющие стороны на полчища зомби — и получится полноценный хоррор о выживании героев в окружении монстров. Только эти монстры — люди. И тем страшнее — потому что революция пожирает своих создателей быстрее, чем движется тюремный автобус.
Добавить комментарий