Если рассматривать тему злодейства в советском жанровом кино, то в нем было много колоритных типажей. Первый и, пожалуй, производящий самое яркое впечатление — Змей Горыныч из сказки «Василиса Прекрасная» (1939). При том что существо это вроде бы из подвида драконов или мегаящеров, в фильме он вполне себе разумный. В сценах битвы он угрожает Иванушке вполне человеческим голосом, и это делает его образ еще живее и страшнее. А его помощница Баба Яга в исполнении блистательного Георгия Милляра — это настоящее злодейское существо из мира нави, именно она чинит на пути Ивана козни, расставляет ловушки и творит прочие гадости. В отличие от более поздних трактовок этого образа, сделанных тем же Роу в комедийном ключе, эта Баба Яга — жуткая образина, повстречаться с которой на лесной дорожке не пожелаешь никому.
Следующий злодей — Кащей Бессмертный из одноименного фильма (1944 ), опять-таки исполненный Милляром. Во время съемок этот актер болел малярией и так истощал, что стал похож на живой скелет. Его Кащей настоящее воплощение смерти, войны и ужаса. Помню, мне маленькому при просмотре фильма этот персонаж внушал непередаваемый ужас, да и что говорить, Роу в двух упомянутых фильмах удалось создать настоящий сказочный атмосферный хоррор.
Также мы можем занести в этот список птицу Феникс из сказки «Садко» (1952). Эта тварь, усыпляющая пением целые народы, безусловно, одна из самых колоритнейших злодеек в нашем кино.
Монгольский хан, идущий войной на Русь, и его приспешник Соловей-разбойник «Илья Муромец» (1956 ). В семидесятых это, конечно же, иноземный завоеватель Картоус и его приспешник — колдун Кастрюк – «Финист — ясный сокол» (1975); злобный король Кропадин «Пока бьют часы» (1976).
Великолепно исполнил Кащея Александр Филипеннко в «Там на неведомых дорожках» (1982). Его Кащей был не менее страшен, чем милляровский. Лев Дуров блистательно сыграл двух злодеев. Это Горгон в «Сказке Странствий» (1982) и царь Паганин в украинской сказке «Иванко и царь Паганин» (1985).
В фантастическом же кино среди кинозлодеев стоит назвать просто обожаемых советской детворой космических пиратов Крыса и Весельчака в «Гостье из будущего» (1984). Безликие пришельцы, заражающие планеты вирусом ненависти, — «Лиловый шар» (1987). Инопланетный неандерталец Октин Хаш, убивший экспедицию добрых землян в «Подземелье ведьм» (1989). Отдельного слова заслуживает неоднозначный образ рыцаря Като из «Мио мой Мио» (1987). Это черный рыцарь, лишенный души, проживший тысячелетия в ненависти ко всему миру. Тем не менее он получает шанс на перерождение, и из его каменных останков выпархивает птичка.
Ну, и завершают обзор советский кинозлодеев инфернальный оборотень Люми, терроризирующий прибалтийский хутор в фильме «Люми» (1991), а также инопланетный олигарх Туранчокс, торгующий воздухом в «Через тернии к звездам» (1980), улыбчивый Кащей Олега Табакова в «После дождичка в четверг» (1985) и Нушрок, Абаж, Анигад в «Королевство кривых зеркал» (1963).
Прочитал, и сразу нахлынула такая ностальгия до детским просмотрам любимых сказок! 🙂 Ох, до чего же мне тогда запала в душу Лидия Владимировна Вертинская в образе птицы Феникс: что-то жуткое, необычное, но одновременно притягательное женское! Удивительное сочетание.
Кстати, мне ещё из наших злодеев вспоминается Чудо-Юдо из «Варвара-краса, длинная коса» с его ослиными ушками 🙂