Прочитав «Дорожные работы», невольно задумываешься – а почему этот роман малоизвестен? Совсем не на слуху? И тут же сам себе отвечаешь; да потому что это не тот Кинг, которого привыкли читать массы. Книга, в которой нет фантастико-мистических ужасов или истории о монстрах среди нас, будь они в человечьем или чудовищном обличии. Это трагический рассказ о хорошем человеке, сходящем с ума под гнетом печальных обстоятельств.
Бартон Доус – сорокалетний директор прачечной, респектабельный мужчина, уважаемый коллегами и соседями. Несколько лет назад Бартон вместе с супругой тяжело пережил смерть маленького сына, но выдержал и продолжил разумный жизненный путь, пока на его обитель не обрушилась новая напасть. Принято решение проложить сквозь городок магистраль, в результате строительства которой будет снесен и дом Доуса и прачечная. Власти предоставляют возможность переселиться, но Бартон никуда не хочет уходить. Здесь вся его жизнь, его воспоминания об ушедшем Чарли, его душа и разум. И если всё это отнять, случится непоправимое…
Кинг обманчиво привязывает начало повествования к окончанию бойни во Вьетнаме, как будто намекая, что смысл рассказа сведется к поствоенному синдрому. Но буквально в первой же главе мы понимаем, что Бартон Доус – совсем не ветеран и дилетант в оружии. «Маленький человек» (пусть и директор предприятия) опален отнюдь не войной, он убит горем. В течении романа Кинг не раз флэшбеками показывает непростой жизненный путь Доуса, когда герой всего добился сам, и только и хотел, что крепкую семью и любимую работу. Но Бог или Дьявол отнял у Бартона и то и другое. И теперь в душе Доуса бушуют злоба и ненависть. Он проклинает силы небесные, забравшие у него сына, и силы земные, отбирающие отчий дом и старую прачечную. И если с небесами бороться бесполезно, то с людьми и машинами очень даже можно. Главное – решиться на необратимый шаг и вступить в неравный отчаянный бой…
Писатель с любовью и грустью вырисовывает несчастного персонажа, давно обитающего в воображаемой стране Трагедиландии, возникшей со смертью маленького Чарли. Доус всеми силами пытается не сорваться, ведь у него есть жена и ответственная работа, но строительство трассы, разрушающее часть родного города становится последним гвоздем в крышку гроба умирающей души. И Бартон тоже рушит всё вокруг себя; карьеру, брак, дружбу…и рассудок. Де-факто всё повествование – это длительная агония, и вопрос не в том – выкарабкается ли Доус, а в том – кого или что он заберет с собой. Его измученный мозг – это динамитная шашка с подожженным фитилем, и взрыв неизбежен. Бартон теперь уже не борется с собой, у него нет надежд на счастливое будущее, есть только незаконченное дело, которое осуществимо при помощи ружья, пистолета и бомбы. По закону Доус – террорист-безумец, а по совести – рехнувшийся горемыка, сражающийся с ветряными мельницами в виде местного правительства, для которого выгоды от масштабного строительства куда выше благ, удобств и желаний простых жителей. Что бы не сделал Бартон, магистраль все равно будет возведена. Но может быть кто-то из сильных мира сего, увидев, КАК он ушел из жизни, задумается о том, что власть – это не только инструмент наживы, но и возможность вершить справедливость в отношении «маленьких людей»…
«Дорожные работы» — серьезная и мрачная психологическая драма о безумии и тщетности усилий хоть что-то изменить на поле больших денег и глобальных решений, где человек – лишь легко заменяемый винтик, потеря или поломка которого никого не волнует. Его трагедия и депрессия – только его личная беда, в которой могут помочь лишь по-настоящему близкие люди. Но если таковых не осталось, то это конец…
Вот если бы меня спросили, какая у меня любимая книга Стивена Кинга, я бы не нашел, что ответить — слишком много «вкусных» книг, из которых невозможно выбрать одну. Если же спросить меня, какая у меня любимая книга, опубликованная Кингом под псевдонимом Ричард Бахман, я, пожалуй, назову «Дорожные работы». Это такой концентрат боли, отчаяния, обыденности и ярости, который в данный период истории вновь становится злободневным и актуальным. Экономика рушится и проходит по жизням людей, как бездушное шоссе. Дорожные работы продолжаются…
Буквально вчера же, когда опубликовал данную рецензию, посмотрел в кинотеатре «Финансового монстра» с Клуни и Робертс. Фактически роман Кинга и этот фильм ничем не связаны, но отдельные смысловые мотивы реально перекликаются. Да, тема, к сожалению, не теряет актуальности.
Леш, твоя рецензия мне напомнила «Каддилак Долана» — не только в связи с дорожными работами, идущими особым, зловещим фоном для двух означенных произведений, но и горем главного героя, которое становится всеобъемлющим в рамках его жизни, заслоняя собой все остальное. Только, в отличие от «каддилаковского» скромного учителя Робинсона персонаж рецензируемого тобой рассказа в финале оказывается отнюдь не «в дамках». Лишний раз скажу, что Кинг тем и хорош, что способен напугать до чертиков не только описаниями разномастных лангольеров-томминокеров, но и демонстрацией метаморфоз, происходящих в жизни ничем не примечательного человека, коих вокруг насчитываются миллионы.
Оксана, вот реально та книга, которая не выветрится из памяти, настолько пронзительно и жестко она написана! Мне по-человечески очень жаль главного героя…