Смотря относительно новую, отвратную «Секс-пленку» 2013 года, диву даешься, что ее же режиссер Бернард Роуз когда-то снимал фильмы про Анну Каренину и Людвига Вана Бетховена, а в жанре хоррор отметился высококлассным «Кэндимэном». Странно, что Роуз вообще решил попробовать себя в «порно-мокьюментари», и хочется думать, что это был просто странный неудачный киноэксперимент. А вот что касается старого злого «Кэндимэна», то и по прошествии почти четверти века о нем можно сказать только хорошее, как о брутально-красивой экранизации городской легенды на основе рассказа Клайва Баркера «Запретное» (The Forbidden).
В центре событий фольклорист Хелен – молодая дама, пишущая диссертацию на тему городских легенд, а именно о невинно убиенном темнокожем художнике, превратившемся в демонического маньяка-убийцу с крюком вместо руки. По мнению верующих в реальность Кэндимэна, стоит пять раз произнести его имя, глядя в зеркало, и монстр появится, сея ужас и смерть…
Режиссер выстраивает размеренно-неторопливое повествование, когда долгое время картина кажется не кровавым хоррором, а мистическим детективом с элементами социальной и криминальной драмы. Несколько десятков минут насилия в кадре нет совсем, как и маньяка с того света, а есть лишь культурологическое расследование с легким налетом саспенса, когда Хелен вместе с подругой бродит по мрачному «цветному» кварталу, фотографируя и расспрашивая жителей об особенностях верований в «Человека-конфету». Половина хронометража – картина разговорного жанра, где сливаются воедино городской фольклор, житейские проблемы «черного» района и возможно семейные неурядицы главной героини, подозревающей мужа в измене. Кому-то подобная стилистика покажется скучной, особенно при ориентации на жесткий жутик, но дождитесь стычки Хелен с негрогопниками, и далее картина кардинально поменяет тональность.
До «Кэндимэна» Тони Тодд был маловостребованным актером, снимавшимся всюду, куда позовут, и поклонникам ужасов он был известен разве что по главной роли в ремейке ромеровской «Ночи живых мертвецов» от Тома Савини. Но образ незаурядного душегуба из прошлого идеально подошел Тодду, раскрыв его не только как новоиспеченную звезду хоррора, но и как харизматичного лицедея в целом. В его исполнении Кэндимэн получился не просто кровожадным страшилищем, а извращенно-романтичным и по-своему трагичным персонажем. Монстр не просто убивает, а пишет картины, говорит красивые речи и преследует четкую цель. Трагическая судьба его ничуть не оправдывает, но придает образу драматичную глубину. Поэтому фильм смотрится не лишь как маньячно-паранормальный ужастик, а выглядит современной готической историей о красавице и чудовище.
В противовес практически бескровной первой части, вторая половина фильма утопает в багровой реке. Роуз снимает не по-детски зверски, под стать настоящим слэшерам, полностью оправдывая возрастной рейтинг «R», и тем, кому поначалу лента казалось мягкой и нестрашной, ближе к финалу мало не покажется. Пострадают не только люди, но и животные, плоть будет не просто кромсаться, но и гореть, а те зрители, которые боятся пчел, получат свою порцию адреналина. А финальная точка еще раз напомнит, что мы смотрели настоящий фильм ужасов, хотя некоторым она может показаться притянутой за уши.
По совокупности «Кэндимэн» — жуткий, увлекательный и визуально впечатляющий фильм, практически не устаревший ни по технической ни по смысловой составляющей. В 1993-м фильм номинировался на премию «Сатурн» в хоррор-номинациях «Лучший фильм ужасов / сценарий / грим / актриса», но приз получила только Вирджиния Мэдсен за роль Хелен, обойдя Сигурни Уивер («Чужой 3»), Шэрон Стоун («Основной инстинкт»), Вайнону Райдер («Дракула»), Мэрил Стрип («Смерть ей к лицу»), Ребекку Де Морнэй («Рука, качающая колыбель») и Шерил Ли («Твин Пикс: Сквозь огонь»). Последующие два продолжения уже не пользовались таким успехом, но в целом данную франшизу стоит считать значительным проектом в жанре хоррор и одной из самых ярких ролей Тони Тодда.







(4,00 из 5)
«Художник что рисует смерть» — порадовало. Анжелика Варум в экстазе.
Да, никогда не думал, что из поп-музыки начну черпать вдохновение для собственного творчества в Клубе ))
Интересный фильм, жаль, что продолжения оказались бледными тенями, которые быстро стираются из памяти. И в качестве экранизации постановка занятна, ведь имеет много привнесённого. А у режиссёра мне больше всего из просмотренного импонирует «Бумажный дом», хоть он не каждому понравится.
Вторая часть явно слабее, хотя и не сказать, что очень плохо, я скоро опубликую рецензию на нее. Подозреваю, что хуже всего третья часть, которая также у меня в ближайших планах к просмотру, после нее проект и завершился.