Говорить о кризисе идей в мировом мейнстримовом кино – уже моветон. Это настолько общеизвестное и всеобъемлющее явление наших дней, что пора воспринимать его как должное и не считать проблемой. Фактически хорошим будет тот жанровый фильм, который покажет избитый сюжет под нестандартным углом, или же впечатлит неординарной стилистикой и видеорядом. Ну, в крайнем случае, пусть окажется просто добротным одноразовым кино, где не испорчено то, что показывали уже раньше много раз. И «По ту сторону двери» — пример однозначно вторичного, но крепкого и адекватного мистического триллера.
Более того, для режиссера Йоханнеса Робертса новая работа – явный творческий рост и вообще лучший фильм в карьере на сегодняшний день. Про его ранние «Охотники тьмы» и «Проклятый лес» вообще мало кто помнит, а сравнительно недавние «Проклятая школа» и «Убийственная поездка» не выдерживают никакой критики. Более менее удалось лишь «Хранилище 24», и то со скидкой на дешивизну и старомодность. А «По ту сторону двери» — прям таки визуально не копеечная и довольно увлекательная картина, благо работали вместе с Робертсом суперпрофессионалы хоррора.
Продюсером ленты выступил не нуждающийся в представлении фанатам ужасов француз Александр Ажа, а за камеру встал его лучший оператор Максим Александр («Кровавая жатва», «У холмов есть глаза», «Зеркала»). Сложно сказать, насколько Ажа вмешивался в творческий процесс, но технически лента сделана практически безупречно, и «картинка» Александра заслуживает всяческих похвал. Фактически нарекания вызывает именно фабула сценария с точки зрения новизны и самобытности, ибо это всё то же «Кладбище домашних животных» Мэри Ламберт по роману Стивена Кинга, пусть и переиначенное как только возможно.
Итак, у американцев Марии и Майкла, постоянно живущих Индии, рождаются сын и дочка. Не успели детки толком подрасти, как попадают вместе с мамой в жуткую аварию; машина падает в реку и тонет, Мария хватает дочь и выплывает с ней наружу, а мальчик так и захлебывается в салоне автомобиля, заполнившегося водой. Безутешная мать не может простить себя, находится на грани суицида, и тут ее домработница Пики подсказывает выход. Если рассыпать пепел усопшего на ступенях одного древнего храма и запереться в нем на ночь, то дух покойника непременно окажется на пороге и даже будет говорить. Таким образом можно будет нормально попрощаться с сыном и жить дальше, вот только в эту ночь ни в коем случае нельзя отворять дверь храма, иначе…!
Стоит ли говорить, что Мария не послушает мудрую служанку и настежь освободит проход для злобных адских тварей, из-за чего начнется весь кровавый сыр-бор. И не будет страшным спойлером сказать, коль уж упомянуто как источник вдохновения «Кладбище…» Кинга, что погибший сынок вернется в отчий дом совсем не добреньким мальчиком…Как реализовывает всё это на экране Робертс? В первую очередь не забывая про вездесущие БУУ!-эффекты, коих понатыкано великое множество. Они вполне исправно работают, но смотрятся как настолько само собой разумеющееся, что не производят особого впечатления. Куда более интересен дизайн местного индийского демона, приперевшегося с того света вместе с сыном главных героев. Это чудище – нечто среднее между Мамой из одноименного фильма Андреса Мускетти и девочкой Садако из незабвенного «Звонка» Хидео Наката (или ремейка Гор Вербински – кому что ближе). А еще жуткого колорита добавляют жрецы-трупоеды, которые появляются там, где злые духи проникают в мир живых.
Отдельный плюс фильму и за то, что повествование сделано с большим акцентом на переживания трагической потери ребенка, убедительно исполненные Сарой Уэйн Кэллис и Джереми Систо. Оба актера как не новички в кино в целом, так и в хорроре в частности. У Кэллис за плечами «Ходячие мертвецы» и ряд менее заметных, но страшножанровых работ («Врата тьмы», «Лица в толпе», «Шёпот»), ну а у Систо примерно треть ролей в карьере – это триллеры и ужасы (наиболее известные и впечатляющие – «Население 436», «5 неизвестных», «Версия 1.0», «Поворот не туда», «Мэй», «Убежище»). Оба здесь работают на экспрессии, но не переигрывают, смотрятся в кадре очень органично.
Финал одновременно хорош тем, что далек от умилительного хэппи-энда, но в то же время и невыразителен с точки зрения всё той же вторичности и явному подражанию кинговскому роману. Конечно тот, кто знать ничего не знает про «Кладбище домашних животных», его знаменитую экранизацию и различные киноподрожания, возможно и удивится концовке, но для знатоков ужасов это будет старая песня, хотя и добротная в своей кошмарности. Посему «По ту сторону двери» — компетентная страшилка в своей компиляции упомянутой классики, но не открывающая ничего нового в жанре хоррор.
Помня два ранних фильма режиссёра «Нечисть» и «Проклятый лес», могу сказать, что во всех отношениях очень слабая «Убийственная поездка» хотя бы не скучная, нежели они 🙂
«Убийственная поездка» имела все шансы для меня стать тем фильмом, после которого я, заслышав имя Йоханнес Робертс, говорил бы «Ну, неееееет! 🙂 Но все же я рискнул посмотреть «Хранилище 24», ну а тем более после «По ту сторону двери» Робертс для меня отнюдь не пропащая душа. Пусть ему дальше помогает хоть Ажа, хоть еще кто-то, главное, что профессиональный рост налицо и фильмы вполне нормальные.
Да, сравнения с «Кладбищем домашних животных» неизбежны. Жаль, что я пропустил первые 10 минут фильма с завязкой — судя по всему это была одна из самых эмоциональных сцен фильма.
Начало у картины действительно впечатляющее; и жутковатое, и берущее за душу…
«дизайн местного индийского демона, приперевшегося с того света вместе с сыном главных героев» — ухаха, автор посмешил подобной формулировкой 🙂 Там еще и жрецы-трупоеды, говоришь? И Ажа в продюсеры затесался? М-м-м, пожалуй, надо будет глянуть.
А вот и вторая просмотренная на выходных хренотень. Но тут чуть получше «Леса призраков», ибо начало и правда вышло довольно сильное, героине честно сопереживаешь и волнуешься. Но дальше всё пошло по наклонной, скучно, долго и неинтересно. Ждешь сюрпризов и ужасов, а режиссер тебе показывает фигу. Рейтинг «R» вообще непонятно за что присвоен. Вся эта индийская атрибутика еще более-менее влияет на атмосферу, но не так, чтобы очень. Тут вся фишка заложена в ожидании страха, он долго и уверенно нагнетается, ты ждешь, ждешь, и….ничего не происходит. Это вот как с «Паранормальным явлением» — бесконечное томление и какие-то дуновения ветра, тишина и нет никаких действий. Хех, а вот эта ползающая богиня на самом деле Садако из «Звонка» напоминает. Заключительные кадры с девочкой с ножом — вот где прям явный привет «Кладбищу домашних животных». Но вообще ценность «Кладбища» для меня не столько в оригинальности, сколько в самой гнетущей трагической истории, которая к финалу достигает самого пика, и заложенных вопросов о необратимости смерти. В рецензируемой же ленте цепляет только завязка истории, а дальше идет примитивная невпечатляющая пугалка. 5 из 10. Блин, может я слишком черствым становлюсь? ))
Вообще, планирую до конца года постараться много новинок 2016 года отсмотреть. Из отсмотренного пока больше всех запомнилась «Ведьма», для ценителей жуткой атмосферы, гнусной социальной изоляции и безумия смотреть и наслаждаться, кино крутое и явный претендент на лучший хоррор года. Далее глаз положил на фильмы «Кукла», «Из тьмы» (Лёша, я уже видел твою двойку на КП, но меня что-то заинтриговал трейлер давно, да и отзывы внушают доверие), конечно же «Сомнию» в обязательном порядке, еще большие надежды возлагаю на «Не дыши» Альвареса, трейлер очень напряженный, и режиссер одним своим фильмом 2013-года вызывает к себе доверие. 🙂
Никит, про «Лес призраков» и не говори — фуфло полное. Главгероиня напоминает алкоголичку с соответствующими глюками. В «Игре престолов» Натали Дормер куда как симпатичнее вышла.
А при упоминании о «Паранормальном» хочется перекреститься — вот уж действительно пример фильма, до обидного переоцененного зрителем. Ну как, КАК можно считать едва ли не эталоном хоррора кино, в котором 99,9% экранного времени ничерта страшного не происходит вовсе?!
По «Кукле» и уж особенно «Сомнии» — дай пять, дружище! Надеюсь, что ты впечатлишься. потому как это действительно удавшиеся картины, которые и при повторном просмотре не покажутся высосанными из пальца и неинтересными. А вот «Ведьму» еще не успела оценить по достоинству, хорошо, что упомянул 😀
P.S. C «Кладбищем» трудно конкуренцию выдерживать, все-таки это не просто фильм ужасов, а еще и крепкая семейная драма. Тот случай, когда оба жанра, помещенные «в один флакон», не страдают от дефицита режиссерского внимания.
Никита, в принципе 5 из 10 не самая низкая оценка, то есть по совокупности все равно не самая хреновая хренотень 🙂
На «Из тьмы» я возлагал большие надежды, но у меня фильм просто ужасно не пошел, до такой степени, что к финальным титрам я готов был сказать — «какого черта я вообще потратил время на него?!»
Он условно из той же обоймы, что и «Лес призраков», но все же «Лес…» произвел на меня более благоприятные впечатления, а «Из тьмы» как-то совсем не понравился.
«Ведьму» посмотрю обязательно, и «Не дыши» меня тоже заинтересовало, смачный трейлер!
В принципе да, верно подмечаешь, начало хорошее, и ожидание страха более-менее на общую карму повлияли, так сказать. Но, понимаешь, вот есть моя пятерка обоим версиям «Маньяка» Лустига и Халфуна, и фильмы реально достойные и качественно снятые, мне просто трудно было разобраться в ощущениях и я оценил нейтрально, или тут буквально наскребал на средний балл на эту пятерки по совокупности достойных моментов, хотя в целом ну очень средний фильм.
Ой, случайно тебе ответил. ))) Меня слово «припершегося» (вот наглец!) улыбнуло. 😀 Но это вроде богиня смерти была, и она, как понял, пришла душу мальчика в царство мертвых вернуть, пакостить другим она не собиралась.
Никита, ну да, может непосредственно пакостить и не собиралась, просто ходила по округе такая красивая, что от одного ее вида могли волосы побелеть и зеньки из орбит повылазить! 🙂
Оксана, наверное даже к лучшему, что они (жрецы-трупоеды) просто есть, но не делают в кадре непосредственно то, как называются 🙂
Я чуть со стула не упал когда обнаружил, что фильм снимал Робертс. Главная ошибка продюсеров — его приглашение. Он всегда был одним из главных трэшевиков Британских островов, им и останется пожизненно, поскольку всегда создавал натуральный трэш(иногда с примесью фантастики, достаточно вспомнить «Убийственную поездку»). В корне не соглашусь с автором рецензии, поскольку «Проклятый лес» едва ли не лучший фильм режиссера наряду с «Хранилищем». «Лес» — грамотно поставленный трэш, где было море голого обнаженного женского тела, замечательные специальные эффекты, брутальные убийства, наличие в кадре Тома Савини, нескучное развитие событий и адекватная концовка. Даже на «цифровую» картинку не стоило обращать внимание. «Жирный» минус постановки — отвратительное освещение, словно пришедшее к нам из кинофильмов студии «Эзайлум». В 11 году выходила вторая часть, тоже неплохая могу сказать. Нормальный и грамотный постановщик Робертс на «четыре с плюсом». А что же ты, Сашенька(обращаюсь я к господину Ажа), сам в кресло режиссера не сел? Да потому что эффект был бы тот же самый, лучше не снять того, что уже еще в прошлом веке сняли на несколько порядков лучше. И вообще последние работы Ажа выходили какими-то вторичными и шаблонными, исключение только «Зеркала» с Ряженкой Сазерлендом. Ажа, а жаль! А жаль, Ажа!
Василий, про «Проклятый лес» я и не спорю, ибо не смотрел, «оно может быть и ничего», вот только про это «ничего» мало кто знает.
Ну а про «Хранилище» я и сказал, что вполне неплохо к нему отношусь, есть у меня в Клубе рецензия на него.
Возможно когда-нибудь и доберусь до «Проклятого леса», тем более, что раз там много обнаженки вместе с насилием, возможно фильм впишется в моей проект «Секс и Смерть».