Николаю Лебедеву удалось снять фильм-катастрофу, в котором современные возможности и технологии съемки дали роскошную картинку, крутые трюки и спецэффекты и соединились с мощным гуманистическим посылом, любовью к людям, добротой, свойственными классическому фильму Александра Митты, сделавшими его поистине легендарным и любимым для миллионов зрителей. И надо было обладать огромной смелостью и огромной же любовью к тому «Экипажу», чтобы решить снять свой вариант истории о летчиках. Оба фильма, кроме названия и некоторых точек сюжета, объединяет великолепный актерский состав и просто потрясающая музыка. В каждом фильме они свои, как и сама история, герои, линии сюжета. Новый «Экипаж» — это не ремейк, это скорее подарок, благодарность молодого режиссера своему старшему коллеге, когда-то вдохновившего его своим фильмом и определившим выбор профессии и подарившему мечту снять что-то свое, похожее. И вот мечта сбылась.
Фильм идет больше двух часов, но о времени забываешь, когда, вжавшись в кресло и забывая дышать, следишь за тем, что происходит на экране, где герои попадают из огня да в полымя, а оттуда в ад, потом в грозу, дождь, холод и снова в ад. Напряженность действия нарастает с каждой минутой, когда буквально сама судьба и все стихии, кажется, восстали против героев фильма, не давая ни им ни зрителям расслабиться ни на минуту. Режиссер создает у зрителя ощущение сопричастности к происходящему, как будто ты находишься там, среди толпы людей, огня, лавы и твоя собственная жизнь зависит от действий экипажа самолета и твоей удачи. Поставлено и снято все так, что пассажирам и экипажу сопереживаешь так, будто смотришь выпуск новостей, а не художественный фильм, настолько явственен для меня оказался эффект погружения. Визуально картинка не уступает голливудским блокбастерам ни размахом, ни эффектами, ни опасными и зрелищными трюками, ни остротой самого сюжета. При этом мне абсолютно все равно, насколько это реалистично и соответствует законам физики. Лебедев ведь фильм снимал не для того, чтобы потом по нему диссертацию защищать. Он моделирует ситуацию, в которой персонажи живут и действуют таким образом, чтобы наиболее остро, полно и точно раскрыть себя в эмоциях, словах, поступках, работая на основную идею, месседж режиссера, передать это зрителю, воздействуя на все его чувства. Гиперболизацию в искусстве никто не отменял, а кино – это в первую очередь зрелище. Визуальная составляющая тут впечатляюща настолько, что на такую мелочь, как соответствие реализму перестаешь обращать внимание, придираться нет ни времени, ни желания. Не документальный фильм, в конце концов.
Много звучит упреков, если это не ремейк, то почему название то же самое? Ну а как его ещё назвать, если фильм об экипаже, о людях, которые выбрали небо своей профессией, и в небе должны быть командой, отлаженной как единый организм, где каждый выполняет свои функции, и от действий каждого в отдельности может зависеть жизнь всех, включая пассажиров. Все они – обычные люди, со своими характерами, достоинствами, недостатками, проблемами и непростыми взаимоотношениями. А в смертельно опасных ситуациях и пассажиры тоже как члены экипажа, они все на одном борту, и от их поведения зависит очень многое, что показывает сцена с голосованием. Каждый член этого экипажа берет на себя свою долю ответственности, выполняет свои инструкции. Люди всегда разные, каждый со своими тараканами. Но иногда в жизни случаются такие моменты, когда эти тараканы должны встать в плотные ряды и стройными шеренгами маршировать к одной общей цели. А в эти моменты профессионализм бортпроводников так же важен, как и профессионализм пилотов. И нет тогда никакого различия в рангах и чинах. Потому что действительно: «В небе все – мужчины!». От слова «мужество».
Огромный плюс фильма – это работа актеров, каждый из которых выкладывался до конца, и тут весь коллектив работал, как одна команда, работа каждого актера ложилась пазл в пазл в одну общую картину, вне зависимости от размера роли. Нина Усатова и Нина Гребешкова так ярки в своих эпизодах, украсив весь фильм своим талантом и обаянием. Ирина Пегова – это просто высочайший уровень актерского мастерства, её репетитора долго не забудешь. Елена Яковлева… Мой одноклассник, по фамилии Зинченко, кстати, стал военным летчиком. Как-то в разговоре он сказал мне: «Знаешь, что самое трудное и самое важное в работе летчика? Найти себе жену, которая бы тебя понимала». В фильме Митты эта линия со стервой женой была одной из центральных. Здесь же Елена Яковлева сыграла именно такую жену, понимающую. Она мечется между не находящими общего языка мужем и сыном, сглаживая острые углы, и не закатывает истерик, что работа для мужа важнее, чем семья, и что он, прожив с ней столько лет, практически смотрит сквозь неё, даже не замечая, во что она одета. Сергей Шакуров, Сергей Газаров, Василий Мищенко – актеры, которые плохо играть вообще не умеют. Потрясающе сыграл свою очень сложную роль Сергей Кемпо. Катя Шпица, Сергей Романович, Дмитрий Золотухин создали очень интересные образы и характеры. Список можно продолжать, актеры в фильме действительно очень сильные.
Мне очень понравилась идея протянуть ниточку между двумя «Экипажами», сделав стюардессу Тамару, в исполнении актрисы Александры Яковлевой, сквозным персонажем, перенеся её в наше время и тем самым связав два фильма между собой. Теперь уже она не молоденькая стюардесса Тамара, а Тамара Игоревна. Но когда она на снисходительную фразу: «Ну вы же в такой ситуации никогда не были!» жестко отвечает: «А вы уверены?», то понимаешь – это та самая Тамара, из первого фильма. Очень удачных ход и дань уважения к советскому фильму одновременно.
Главные герои – Леонид Зинченко в исполнении Владимира Машкова и Алексей Гущин – Данила Козловский и Александра, которую сыграла Агне Грудите. Зинченко суров, собран, требователен, как и положено инструктору и командиру. Иногда стажерам трудно понять, чем он недоволен и чего от них хочет. Но сам Зинченко точно знает, чего он не хочет: чтобы рядом с ним или с кем – то другим за штурвалом оказался человек вспыльчивый, неуравновешенный, злобный, нервный, от которого не знаешь, чего ждать в нештатной ситуации. Поэтому жестко отсекает от неба тех, кому бы он не только свою, но тем более чужую жизнь не доверил бы. А еще он привык строго следовать инструкциям, ведь они написаны для того, чтобы не думать самому тогда, когда думать некогда. Когда надо просто делать то, что написано. Инструкции защищают, как панцирь черепаху и от опасностей в полете и от гнева начальства на земле. Алексей Гущин, наоборот, не признаёт правил, которые претят его совести и инструкций, которые мешают поступать так, как он считает верным в ситуации и может стать единственным спасительным решением. Инструкции защищают, но они же и сковывают, как клетка, не дают выйти за пределы себя, не дают расти над собой. А еще Гущин – летчик от Бога. Он влюблен в Александру, второго пилота, девушку умную, личность самостоятельную, сильную и независимую. Отношения между всеми ними сложные. Но все трения становятся такими мелкими перед лицом катастрофы, сплотившей экипаж, проявившей в них самые сильные качества, выведя их на предельный уровень, неподвластный ни одной инструкции.
Очень значим эпизод, когда одна из пассажирок рассказывает другой, почему они оказались в разных самолетах со своей сестрой из-за её постоянного упрямства (а на самом деле упрямства обоих), из-за нежелания уступить, услышать другого.
— И знаете, какие последние слова я сказала ей? Как же я тебя ненавижу!
Теперь неизвестно, жива ли сестра и её дети, а слова ненависти давят невыносимым чувством вины. Мы не знаем, что будет через день, через час. И сказанные в сердцах слова обиды могут для кого-то стать последними, а потом уже ничего не исправишь, останется только казнить себя до конца жизни. Что обидели, не уберегли того, кого оказывается так любили, кто был очень дорог. Этот рейс изменил всех, перевернул сознание и ценностные приоритеты. Научил ценить тех, кто пока рядом, пока жив и не потерян безвозвратно, безнадежно. Помог понять, что нет никого ближе, важнее, роднее, чем семья. Как все это хрупко, как важно беречь и ценить друг друга. Неужели только пройдя через ад можно по-настоящему это понять? А пока ты жив, все можно начать сначала, исправить, поменять. В том числе и авиакомпанию.
Ого, как захватывающе получилось, очень хочу это… увидеть! Вообще, чрезмерно навязчивая ТВ-шная реклама меня всегда отпугивает, но такому заразительному тексту беспрекословно доверяешь. И про фильм 1979 года ничего не знал, тоже внес к себе в списочек, спасибо. 🙂
Да, Никита, фильм стоит посмотреть на большом экране, очень зрелищный фильм. Актерские работы замечательные. Жаль, что многое не вошло в окончательный вариант фильма именно из актерских работ пассажиров, больше уделили внимания лаве, катастрофе, взрывам, трюковым сценам. Но саспенс непрерывный и нарастающий всю вторую часть фильма.
Да, текст прекрасно-эмоциональный, на «Экипаж» так и стоило написать, выплескивая чувства, и не беря в расчет аналитику правдоподобия. Никита, рекомендую успеть добраться до кинотеатра, пока фильм еще в широком прокате, его стоит увидеть именно на большом экране. А у меня как раз после просмотра была такая интенсивная командировка, когда за двое суток я поднимался в небо 4 раза на разных самолетах! 🙂
Спасибо, Леша. Рада, что фильм тебе понравился. Я помню, как спорили о нем на КП. Надеюсь, у тебя количество взлетов и посадок совпало?:)
Слава Богу — да, совпало! 🙂 А от фильма до сих пор хожу под впечатлением!
Фильм посмотрел, остался под впечатлением. Было очень приятно увидеть на экране Татьяну Новик (теперь могу гордо сказать, что я снимался с ней в одном фильме 🙂 ). Первая половина показалась чуть более затянутой, было много однообразных повторяющихся ситуаций (Гущин готовится к полету, Гущин смотрит на девушку, девушка улетает). В финале резанула прямая реклама «Аэрофлота». И конфликт с чиновником-акционером остался, на мой взгляд, неразрешенным (да, жизненно, но ведь у кино свои законы).
А вот часть со взрывами — очень и очень круто. (Далее спойлер-вопрос) Кстати, получается, что если бы первая часть пассажиров не улетела на маленьком самолете с Зинченко, то они бы все спаслись, а так многие погибли, перелезая в другой самолет? Получается, Зинченко был не прав, принимая решение улететь, не дожидаясь Гущина и вторую группу?
Думаю, что в той ситуации, когда принималось решение, все решали минуты. Никто не знал, живы ли люди с Гущиным, а медлить было нельзя. Большой самолет бы не успел взлететь на такой полосе И тогда решение было верным. Но то, что случилось потом, предусмотреть было невозможно. И уже в другой ситуации пришлось искать новое решение. Рискованное. Прямо сказано — «завиральное». И оно тоже было верным: хоть часть людей (большую часть) удалось спасти именно потому, что под рукой оказался второй самолет. Про такое говорят :»Не было бы счастья, да несчастье помогло».
А с Таней мы же в позапрошлом году познакомились. 🙂 И фотографировались вместе с тобой, Верой, Таней, Женей и Ваней. Есть такое фото в отчетах. Таня и Вера Иванова меня в «Корстон» подвозили. Они тогда как раз в «Экипаже» и снимались. По дороге о нем немного поговорили. Тогда я и решила Лебедева пригласить на следующую КАПЛЮ.