Автор рецензии — VitoKorleone
Бескрайние морские дали призваны стать утешением для супружеской пары недавно потерявшей ребенка в страшной автокатастрофе. Но безмятежность и спокойствие первых дней, проведенных на яхте вдали от цивилизации, будут нарушены вмешательством спасающегося с тонущей шхуны отчаянного молодого человека, чьи рассказы и поведение с самого начала не внушают доверия оказавшим ему первую помощь супругам…
Голливуд подобно капризному ребёнку, мечтающему заполучить самые лучшие игрушки и сладости, стремится привлечь под свои знамёна всевозможных режиссеров-иностранцев, стоит только тем у себя на родине отметиться целым рядом значительных и ярких лент. Не минула сия участь и австралийца Филиппа Нойса: уже вторая его полнометражная работа «Кинофронт» была тепло встречена критиками и удостоилась сразу нескольких премий австралийской академии кино и телевидения в номинациях «Лучший фильм», «Лучший режиссёр» и «Лучший оригинальный сценарий». Но именно успех «Мёртвого штиля» в международном прокате открыл Нойсу дорогу в Голливуд, который в последствии, уже будучи «ремесленником от фабрики грёз» снял неплохую дилогию о злоключениях аналитика ЦРУ Джека Райана («Игры патриотов», «Прямая и явная угроза»), симпатичную экшн-комедию «Слепая ярость», неоднозначную «Щепку» с находящейся тогда в зените славы Шэрон Стоун и нелепые в своей клишированности шпионский ленты «Святой» и «Солт».
«Мёртвый штиль», несмотря на открывающий просмотр литеру «Уорнер Бразерс» кино на 100% австралийское — уже позже, права на показ этой картины были приобретены знаменитой голливудской студией для дальнейшего проката, как, впрочем, и в случае с другой популярной австралийской лентой «Безумный Макс», засим в обеих ситуациях нашему взору в самом начале и открываются позолоченные WB. Будучи экранизацией одноимённого произведения Чарльза Уильямса, «Мёртвый штиль» по своей сюжетной фабуле удивительно созвучен с вышедшим тремя годами ранее дорожным триллером Роберта Хармона — «Попутчик». В обеих картинах центральными действующими лицами являются всего лишь трое персонажей, основным местом действия избрано море (у Хармана — техасская пустыня), а главный антагонист окружён ореолом таинственности, не позволяющей нам понять чёткой мотивации его поступков и подноготной. Океан, как космос или пустыня, идеальная «платформа» для триллера — герои изолированы от внешнего мира, и помощи ждать неоткуда и не от кого, как следствие — полная обречённость и безнадёга, где каждый в своей борьбе за жизнь полностью предоставлен самому себе. То что было призвано изначально стать цитаделью утешения и залечивания душевных ран в конечном итоге оказалось самой настоящей ловушкой и местом для нового (после потери сына) испытания, а психологическая надломленность героев изначально делает их более уязвимыми в свете грядущей схватки. Оторванность от всего остального мира здесь буквально осязаема как капли пота на ладонях в жаркий полдень. Антагонисты, и у Хармона, и у Нойса, не наделены прошлым, их образы размыты, ни причин злодейств, ни мотиваций, ни четкой выгоды, ни какой-либо хоть мало-мальской морали — эти персонажи являются настоящим воплощением абсолютного зла, сеющего смерть повсюду, без оснований, сожалений или компромиссов. И это самое страшное.
Блестяще передана атмосфера морской стихии, а музыка Грэма Ревелла по-настоящему будоражит воображение, создавая мрачный, пугающий и полный тревоги лейтмотив. Океан здесь, как самостоятельный, отдельный персонаж, живёт своей жизнью и одновременно с этим, предстаёт перед нами во всех своих возможных ипостасях: то он спокоен и миролюбив, готовый убаюкать каждого на своих волнах, то равнодушен и безразличен ко всяческим людским страданиям, то готов обрушить на человека всю свою мощь и разрушительную ярость, будучи спровоцированным расщедрившимся на гром и молнию Тором. И словно в унисон этим природным воплощениям мы видим красивую и хрупкую Николь Кидман, хладнокровного и невозмутимого Сэма Нилла и буйно-помешанного в своих озлобленных припадках Билли Зэйна. Сценаристы преподносят сюжетную основу как идею о том, что в экстремальной ситуации внешне слабый человек становится сильным (особенно это видно в противостоянии персонажей Кидман и Зэйна, повествование на котором акцентировано более чётко) и лишь новое испытание способно вновь сплотить супругов и вернуть утраченную привязанность друг к другу. Слабыми местами в картине выглядят лишь финал (его скоротечность и скомканность создают ощущение поспешности и незавершённости) и факт довольно поверхностной и невнятной передачи драматического настроя супругов, потерявших в результате общей трагедии ребёнка. Героям элементарно не веришь и в этом сюжетном компоненте просто не сопереживаешь. В остальном же авторов упрекнуть нечем и остаётся подчеркнуть лишь самое очевидное: Филлипп Нойс снял красивое и атмосферное, вдумчивое и напряжённое кинополотно о всепобеждающей силе человеческого духа, когда ни при каких обстоятельствах не стоит опускать рук и не сдаваться, как бы ни были малы шансы на спасение.
Добавить комментарий