Для того, чтобы освежить классический жанр, зачастую достаточно переместить место действия в незаурядный антураж. Вот как в случае со слэшером – кромсательным фильмом ужасов, где маньяк неистово уничтожает молодняк, а в финале как правило остается симпатичная девушка, которая вопреки своей хрупкой внешности дает жесткий отпор. И до «Незваного гостя» не было (по крайней мере известного) хоррора, в котором безумный злодей душегубил в супермаркете. И как оказалось, большой торговый зал, склад и подсобка – занятная арена для зверских умерщвлений, хотя и не дающая жанру выдвинуться на качественно новый уровень.
Итак, в центре зрительского внимания частный продуктово-хозяйственный магазин, владельцы которого – два немолодых солидных мужика неожиданно объявляют персоналу, что бизнес продан, лавка закрывается и сегодня нужно работнуть в ночную на инвентаризацию. Каждому кассиру и рабочему обещается хорошее выходное пособие и молодой персонал остается вкалывать не подозревая, что эта смена для большинства из них станет последней в прямом смысле слова.
«Незваный гость» — слэшер нетипичный не только по месту действия, но отчасти и по структуре. Нет страшного пролога, обозначающего жанр, нет зловещих предупреждений героев (какой-нибудь сумасшедший, орущий – «Вы все умрёте!»), нет жуткой «байки у костра» о чудовищном психе с мачете, а есть неторопливая завязка с обманным финтом в виде бывшего отмороженного ухажера одной из кассирш. Гопник вваливается в магазин в конце рабочего дня, нагло пристает к девушке и затевает драку со всем персоналом одновременно. Дальше следует саспенс-эпизод, когда все работнички ищут сбежавшего хулигана по углам супермаркета, который при сегодняшнем просмотре точно не работает на устрашение, ибо очевидно, что будущий убийца – не он. В целом производственно-бытовое вступление продолжается более получаса (одни работают, другие изображают бурную деятельность, третьи дурачатся и флиртуют), как вдруг режиссер будто спохватывается, что все-таки слэшер снимает, и герои начинают умирать с дикой скоростью и вопиющей жестокостью.
Надо отдать должное режиссеру Скотту Шпигелю; по части кровопускания и мясорубки он оторвался по полной! Лишь первое убийство останется за кадром, а все остальные предстанут в отвратительной красе. Фактически вторая треть фильма – безостановочная кровавая баня с минимум саспенса и максимум натурализма, и те хоррорманы, что ценят слэшеры в первую очередь за изощрённую жестокость, будут в восторге. Но непрекращающаяся резня хоронит психологическое напряжение, когда происходящее на экране не пугает, а лишь поражает зверской фантазией, а хочется не только бойни, но и интриги с шоковой развязкой.
А вот по части финта с обнародованием личности монстра у «Незваного гостя» всё довольно посредственно. Да, сюрприз есть, но откровенно неубедительный, особенно когда маньяк отвечает на классический вопрос – «Зачем ты это делаешь?» Лучше бы у психа не было вообще никакой мотивации, чем та, что доносится до зрителя, и не клеится с тем, что всю свою жизнь этот человек не совершал ничего подобного, а тут вдруг на тебе! Конечно в данном случае всё это условно для слэшера, чтобы хоть как-то обосновать экранное насилие, но искренне хотелось бы более осмысленного сценария. И финал построен лишь на добивающем публику шоковом эффекте, когда истошный крик героини – лучшая награда для фанатов ужасов, а смысл стоит поискать в каких-нибудь других фильмах.
В сухом остатке «Незваный гость» — эффектный, беспощадный и изобретательный по демонстрации убийств хоррор, в котором история и логика вторичны, ну а «мочилово» цветет буйным цветом на радость гурманам жестокости.







(4,00 из 5)
Здесь снялись Тед и Сэм Рэйми, Брюс Кэмпбелл. Спигель недооцененный постановщик, а ведь мало кто знает, что по сути «Зловещие мертвецы» это детище не только Сэма Рэйми, но и Скотта Спигеля, который очень помог Сэму с культовой картиной. Кстати, Скотт снялся в короткометражке «В лесах» — предтечи «Зловещих» в роли…Скотта.
Да, согласен, фильм еще и примечателен всеми этими достойными людьми в кадре. Жаль, что у Кэмпбелла совсем мало экранного времени, его участие в картине чисто символическое.
Брюс в то время был занят в других проектах и Спигель по старой дружбе всех пригласил и Теда, и Сэма. Они его тоже нередко куда приглашали в эпизодические роли. Алексей, ты какую версию фильма глядел?
Василий, я смотрел официальную прокатную версию, не режиссерскую. А в режиссерской есть что-нибудь значительно-примечательное?
Да в принципе ничего особенного, расширенные сцены, но точно не кровавость этих самых сцен.
Насчёт первооткрытия слэшера в супермаркете вопрос достаточно спорный. Дело в том, что в том же самом году вышел слэшер на аналогичную тему:
http://www.kinopoisk.ru/film/31985/
Не спорю, возможно и до этих фильмов в плане места действия в слэшере что-то подобное и было, но я говорю в рецензии именно о том, что «…И до «Незваного гостя» не было по крайней мере известного хоррора…».
Всё-таки «Незваный гость» — достаточно известный фильм в рамках слэшера, а вот «Призрак супермаркета: Месть Эрика» — как-то совсем ни о чем не говорящая картина. Хотя забавно, судя по названию и постеру — это аллюзия на «Призрак оперы» ? Или только так кажется?
В каком-то роде фильм перекликается с экранизацией Романа Леру 1983-го года с Максимилианом Шеллом. Там тоже был почти слэшер, хотя ввиду телеформата достаточно бескровный.
Про «Призрака…» с Шеллом даже не слышал до сегодня, спасибо, возьму на заметку.
Вот он, если интересно:
http://www.kinopoisk.ru/film/230620/
Алексей, она самая. Тоже неплохой фильм.
Отнюдь. Первым магазинным хоррором является как раз «Незваный гость», снятый Скоттом в 1987. Там с прокатом возникли проблемы. А «Призрак супермаркета: месть Эрика» вышел позже. Ричар Фридман затейливый трешевик, который на протяжении всей своей карьеры занимался плагиатом, ничего нового он в магазинные слэшеры не привнес, а только позаимствовал.