Беда многих долгоиграющих франшиз на мой субъективный взгляд всегда заключалась вовсе не в том факте, что у авторов со временем начинали иссякать интересные и оригинальные идеи. Скорее всё в точности да наоборот: если франшиза жила долго и приносила доход исправно, при этом органично и без сбоев работая по одной и той же формуле, создателей всегда начинало тянуть на какие-то крайне дикие и нелогичные эксперименты и неотъемлемое стремление в обязательном порядке отремонтировать то, что совершенно не сломано. «Пятница 13» это, пожалуй, одна из наиболее печально известных и жестоко пострадавших жертв экспериментов кучки амбициозных, но абсолютно безмозглых и бесталанных людей, мечтающих прославиться и заработать себе имя на знаменитой серии ужасов.
«Джейсон Х» не ждал никто. Никто не хотел этот фильм. Причин на то было сразу несколько. Первая из них это, конечно же, обещанный в те далёкие годы «Фредди против Джейсона», который всё никак не мог добраться до большого экрана, но уже кое-как начавший вяло маячить на горизонте. Вторая – железобетонно не отрицаемый факт, что космическое пространство для героев малобюджетных культовых ужастиков категорически не подходит и в лучшем случае впоследствии низводит их до видео-формата, как некогда «Восставшего из Ада» и «Лепрекона», а в худшем — так и вовсе уничтожает без всякой возможности на воскрешение, как небезызвестных «Зубастиков». Ну и наконец, третья – это наличие уже подпортивших репутацию сериалу 8-го и 9-го фильмов, которые, как и сие творение, пытались взять отличное от первоисточника направление. А потому для 10-го фильма серии было бы куда логичнее и правильнее вернуться к проверенной и отработанной годами формуле «Джейсон + тёмный лес + весёлая компания подростков + немного саспенса и много крови». Это моментально не только вернуло бы любовь закалённых годами фанатов, но и принесло бы весьма неплохие денежные знаки, что мы можем видеть на примере ремейка 2009-го года, удовлетворившего потребности, как продюсеров, так и фанатов серии. Однако всё случилось в корне наоборот. Авторы юбилейного фильма серии увели своё детище в настолько далёкую и расхожую с первоисточником среду, что, по сути, сняли едва ли не авторское кино, не имеющее с предыдущими фильмами франчайза вообще ничего, ровно, как и с самим жанром ужасов. Забыто и проигнорировано совершенно всё: больше не будет любимого сердцу тёмного страшного леса и глубокого чёрного озера, не будет милой и наивной молодёжи 80-ых и 90-ых годов, не будет лёгкости и ностальгии золотых времён Рок-н-ролла, не будет забавной и похвальной попытки сделать супер-серьёзное кино из простой как два пальца формулы молодёжного слэшера.
Вместо всего этого авторы предложили нам перегруженное генитальными шутками и дешёвыми компьютерными спецэффектами камерное кино (всё действие происходит от силы в трёх разных комнатах), чей сюжет повествовал о группе умственно неполноценных гуманоидов далёкого будущего, которые прилетели на планету Земля с другой планеты и случайным стечением обстоятельств откопали там замороженного много лет назад Джейсона Вурхиза. Уже на открывающих титрах авторы прямолинейно говорят, что страшно при просмотре не будет: во всех, даже в самых слабейших фильмах сериала первое появление Джейсона обязательно сопровождалось резким выскакиванием и страшной музыкой, здесь нам показывают мирно стоящего связанного хоккеиста, которого со всех сторон заботливо облетает камера. Затем сюжет фильма идёт по совершенно своей колее, благополучно забыв обо всём, что было создано до этого, взамен предлагая целую кучу элементов, взявшихся абсолютно из ниоткуда. Тут и закадровая гибель всего человечества, которая никак не объяснена, и чудом открывшаяся Земля-2, где теперь обитают остатки упокоенной цивилизации, и непонятно зачем летающие на мёртвую планету озабоченные подростки, у которых явно серьёзные проблемы с умственным развитием. Всё это настолько сильно не похоже не только на оригинальную «Пятницу 13», но и на сам жанр слэшера, что тебе в итоге становится ясно: никакой это не сиквел культового хоррора. Это совершенно самостоятельное кино.
Есть даже моменты, в которых фильм уходит чуть ли не в глубокий авторский арт-хаус, понятный исключительно режиссёру и сценаристу. Взять, например, сцену с отвалившимися сиськами у робота, в ней нет вообще никакого смысла, ни сюжетного, ни драматургического, она там только потому, что так захотелось режиссёру, который очевидно и не думал считаться со зрителем. Ну, или же диалог между парнем и девушкой, в котором они обсуждают степень волосатости её мошонки (видимо, это была не совсем девушка). Или как вам момент, в котором Джейсон, встретив совокупляющуюся парочку, ограничился только убийством парня, при этом пощадив его не менее озабоченную подружку? Опять же, на общий сюжет этот эпизод никоим образом не повлиял, никакого раскрытия персонажа не показал, да и логичного объяснения у него просто нет. C каких это пор безжалостный Джейсон Вухиз стал щадить сексуально озабоченную молодёжь и главное почему он стал этот делать? Нет ответов ибо, скорее всего, первоначально задуманный фильм явно не был рассчитан на фанатов оригинального франчайза. Полагаю, режиссёр Джеймс Исаак и сценарист Тодд Фармер планировали удивить зрителя своим собственным проектом, где культовый хоккеист первоначально и не фигурировал, однако, впоследствии осознав, что их арт-хаусный фильм окажется настолько непонятным для зрителя, что тот просто откажется нести в кинотеатр свою тяжело заработанную зарплату, для привлечения аудитории наспех вписали в уже готовый сюжет Джейсона Вурхиза. При этом, даже не представляя о том, что это вообще за персонаж такой и с чем его едят, а лишь имея в виду, что последний имеет особенность приносить продюсерам неплохой денежный доход.
Мою догадку того, что сие творение изначально и вовсе не должно было стать частью именитой серии подтверждают сразу несколько неоспоримых и неопровержимых фактов: во-первых, здесь нет вообще никакой связи ни с одним из предыдущих фильмов, даже с девятым. Стартует повествование на некой военной базе (хотя военной её назвать сложно, так как охраняется она только четырьмя-пятью солдатами и внешнее напоминает скорее гараж для автобусов), именуемой не иначе как «Хрустальное озеро» то ли в 2008, то ли в 2010 году. Может, я, конечно, что-то упустил, вот только, сколько не пересматривал предыдущие 9 фильмов, так и не обнаружил ни в одном из них ни единого упоминания о научно-военном объекте, находящемся где-то на территории злополучного озера, также как и не обнаружил никаких упоминаний о желании правительства заковать убийцу в цепи. Одно дело взорвать на куски, но вот брать в плен, при этом, даже не сняв маску и не отобрав смертоносное мачете, это уже действительно яркий признак очень плохой работы сценариста. Во-вторых, за весь фильм имя легендарного киллера произносится всего раза три, и при этом из его биографии мы знаем лишь то, что он когда-то убил 200 человек. Нет ни одного слова, ни про роковое утопление, ставшее выстрелом стартового пистолета для кровавой олимпиады голкипера, ни про несчастную, обезумевшую от горя мать, впоследствии вставшую на преступный путь, ни даже про то, что до этого убийца был сброшен в Ад, где по логике вещей и должен был сейчас находиться. В третьих, само решение полнейшего отказа от любимого фанатами и финансово стабильно успешного образа жуткого прогнившего зомби в хоккейной маске, в пользу малобюджетного результата совокупления Робокопа и Лорда Зеда, уже сам по себе никоим образом не может состыковаться с мифологией одного из самых успешных страшных франчайзов современности; а больше напоминает авторскую находку в духе свиньи, родившей поросят от фермера в «Свадебной вазе» или сотни сшитых в единый организм людей из третей части «Человеческой многоножки».
В общем, если вы уберёте из этого фильма Джейсона, и замените его кем-либо другим: зомби, демоном, пришельцем или даже Венсаном Касселем, которому примерно в те же годы аналогичным образом не повезло засветиться в комедийном арт-хаусе, именуемым как «Шайтан», кино от этого не только ничего не потеряет, но и немного выиграет, поскольку не будет позорить культовую серию фильмов о любимом многими современными зрителями маньяком. Кстати, это ещё не всё, только в «Джейсоне Х» можно увидеть: космических морпехов, которые разыскивая опасного убийцу, почему-то ходят по трюму звездолёта спиной вперёд; огонь, горящий в открытом космосе при взрыве корабля; дыру в корпусе космического корабля, через которую воздух проходит лишь частично и не до конца; лечебную машину, способную собрать человеческое тело по мелким кусочкам, но неспособную восстановить сломанную шею или пробитый живот, и многое тому подобное. В общем, если «Джейсон Х» это не ничто иное, как глубокое авторское кино, то я тогда даже не могу понять, что же это.
Не имея возможности угодить любителям классической серии и оригинального сюжета, создатели, тем не менее, всё ещё смогли бы угодить любителям простого и банального мяса, щедро политого кровушкой, всё-таки формат сериала не только позволяет, но и располагает. Печально, что даже на этом фронте у авторов произошёл полный провал. С убийствами здесь и вправду тотальная беда. Почти не одна из смертей не показана на экране, как того требует заявленный рейтинг R. Едва ли не все эпизоды жестоких расправ режиссёр строго держит за кадром, лишь иногда давая вялые намёки на некое бедное подобие резни, но и по этой части всё катастрофически плохо. Если кто-то и умирает в кадре, то происходит это так, что ни крови, ни мяса зритель увидеть не сможет: кому-то ломают позвоночник, кого-то очень вяло бьют по голове, кого-то убивают при помощи рисованных электрических молний при этом с полным отсутствием ожогов. Неплохо удалась разве что разбитая о стол замороженная голова в самом начале фильма, но только одно-единственное жестокое убийство на два десятка дичайше лажовых – как-то маловато для нормального слэшера и уж совсем провально для «Пятницы 13». Женской обнажёнки практически нет (а точнее — её нет вообще, если не считать виртуальную сцену-обманку, длящуюся ровно одну секунду), что довольно нелепо, так как почти 90% диалогов всего фильма составляет исключительно разговоры о сексе.
Меня действительно очень сильно удивило решение режиссёра создать слэшер с рейтингом R, но при этом практически без крови и женской наготы. Было бы уже тогда куда уместнее пойти дальше и от начала до конца подогнать фильм под более молодую аудиторию, тогда, по крайней мере, можно было рассчитывать на лучшие кассовые сборы. Собственно это ещё одно подтверждение моим словам о полной непричастности рассматриваемого проекта к каноничной линейке фильмов. Это равносильно тому, как если бы кто-то решил снять полнометражный фильм о черепашках-ниндзя, в котором за весь хронометраж есть только одна двухминутная кулачная сцена. И вот тут ещё стоит вспомнить о наличествующих в картине нелепых драках, в которых беднягу Джейсона мутузят похлеще кота Тома из самого известного в мире мультфильма о мышонке и коте. Как вы уже, наверное, успели догадаться, мне сие кино совсем не понравилось. Здесь нет саспенса, нет увлекательного сюжета, нет отсылок в адрес оригинальной классики, нет нормальных актёров и даже нет положенной франчайзу графической жестокости. Зато есть куча непонятных, нелепых и ненужных сцен, в которых творится откровенная авторская ахинея, никоим образом не сочетающаяся с идеями и мотивами классического кино цикла. Я даже скажу больше: это единственный фильм о Джейсоне Вурхизе, который я вообще никому не советую смотреть. Даже неудачные 8 и 9 серии наверняка сумеют найти свою зрительскую аудиторию, так как там, несмотря на общую скудность постановок, всё-таки есть некоторые достойные внимания эпизоды. Но вот как может понравиться такое кино как «Джейсон Х» я абсолютно себе не представляю. Здесь нет ничего, что может заслуживать хоть небольшого внимания. Вообще ничего.
Впечатляющий разнос несуразного фильма! 🙂