Статус АРКОНЫ на мировой метал-сцене не позволяет музыкантам игнорировать выпуск музыкальных видео. Начиная с альбома «От сердца к небу» каждая пластинка лидеров российской сцены (по крайней мере, если смотреть из-за границы) сопровождается одним, а то и двумя клипами, которые позволяют фэнам лишний раз взбодрить себя перед приездом группы в их страну, организаторам концертов – разместить лишнюю ссылку в фэйсбуке, лейблу – продать еще немного безумно дорогих лимитированных подарочных боксов… Ну, и все, в принципе. При всем моем неравнодушии к творчеству Маши Архиповой и искреннем восхищении перед тем путем, который она и ее соратники по сцене прошли, чтобы стать одними из мировых лидеров жанра, до последнего времени ролики группы большого энтузиазма не вызывали. Ну, есть и есть – лишний повод иногда послушать хорошую песню в сопровождении видеоряда. Концертные записи АРКОНЫ, не говоря уже о ее живых шоу, с клипами не шли ни в какое сравнение.
Но последняя пластинка, вышедшая в прошлом, 2014-м году, изменила многое. Маша вложила в нее столько сил и эмоций, создав сложный, многоплановый и очень тяжелый для восприятия альбом, что стандартный подход к съемкам клипа просто не имел право на существование. И АРКОНА не стала спешить, выждав целый год, прежде, чем представила на суд зрителя мини-фильм на песню «Зов пустых деревень». Конечно, в такой паузе можно искать очередные подводные камни: дескать, нового материала нет, а в турне ехать с пустыми руками как-то не comme il faut, и так далее. Но в данном случае подобные рассуждения не имеют под собой никакого основания. Зная перфекционизм Маши, ее стремление выкладываться в своем творчестве на все 200% я уверен, что она и сама была не удовлетворена предыдущими клипами АРКОНЫ. А потому от новой работы требовалось стать ЛУЧШЕЙ.
И она действительно стала такой. Профессиональная режиссура, тщательный кастинг актеров, продуманный сценарий – все, что требуется для добротного видеоролика «Зов пустых деревень» содержит. Но его создателям удалось и кое-что еще – они сумели поймать нерв песни (да, что там песни – всего альбома!) и вытащить его (обнаженный!) наружу. И нерву этому стало очень больно. Больно и горько от того, что в мире (или как говорит название альбома – в «Яви») «все не так, как надо», как пел великий бард. И эта неправильность бередит душу, не дает покоя, не позволяет ощущать себя полностью счастливым человеком . Хотя, казалось бы – чего еще желать! Счастливая жена, мать двоих детей, занимающаяся любимым делом… Вроде бы радоваться только, и одаривать фанатов разудалыми шлягерами вроде «Ярило», «Стенка на стенку» или «Коляда». А вместо этого – мрачная, депрессивная, болезненная и беспросветная музыка, из-за невероятной сложности которой группа, в составе которой за десять лет не было ни одного изменения, потеряла оригинального барабанщика. Он просто не смог сыграть партии, написанные Машей.
И этот мрак, отчаяние и беспросветность полностью выплеснуты на экран в истории покинутой деревни, последняя жительница которой ждет своего сына (внука, правнука?). Но время уже ушло, уже не успеть, даже если спохватиться, вернуться, броситься туда, где остались корни. Вот только остались ли они? Или вырваны буреломом, упали со сгнившими могильными крестами, рухнули со стропилами покинутой церкви? Православные образы, неожиданные для не скрывающих свое языческое мировоззрение музыкантов, только на первый взгляд выглядят странно. Просто боги покинули этот мир уже давно, а теперь из него ушел и Бог. И можно ли что-то этому противопоставить – большой вопрос. Способен ли герой фильма (именно – фильма) измениться и возродить к жизни то, что умерло вместе с последней жительницей деревни?
Хочется верить, что да. Сможет! Возродит! Иначе – страшно. Иначе тоска и ужас в глазах одинокой старой женщины – это навсегда. И такие села, как подмосковный Шатур, где снимался «Зов пустых деревень» — тоже навсегда. А ведь это – самое сердце России. Это – Московская область. Это село с многовековой историей, с архитектурными памятниками. А сколько таких безвестных мертвых деревень в России? Впрочем, не только в России. Маша где-то говорила, что идея песни пришла к ней в туре, посреди благополучной Европы, где тоже – брошенные деревни, умирающая история…
«Явь» умирает. Умирает страшно, больно, и творческие люди не могут не чувствовать эту боль. Вот только они не знают, рецепта от смертельной болезни. Красота? У АРКОНЫ много красивых песен. Но красота спасает мир только в книгах. Но спасет ли его боль и отчаяние, выплеснутое на дорожках альбома и в видеоряде «Зова пустых деревень». Ведь мало этот Зов услышать – куда труднее на него откликнуться…
Действительно, страшный клип. Страшен он своей темой, реальными, а не придуманными страхами с монстрами и маньяками. И видеоряд серый, депрессивный, обреченный.
Полностью согласен с Ирой.
Боюсь, это пророчество. И спасибо