Способна ли всего лишь одна книга раз и навсегда изменить историю и ввергнуть народ в кровавый и бессмысленный водоворот? Однозначно может, ибо из современной истории нам в первую очередь знакома «Моя борьба» Адольфа Гитлера, ставшая идеологической основой для Холокоста и вообще ставшая главным базисом для всей нацистской идеологии, призывавшей исключительно к насилию, увенчанном не гордыней даже, а противным и противоестественным духом извращенного ницшеанства.
В Средневековье таковым адским фолиантом стал монументальный мизогинический в частности и человеконенавистнический в целом около-, и псевдонаучный труд «Молот ведьм» Генриха Инститора Крамера и инквизитора Якоба Шпренгера, развязавший руки Инквизиции, которая вскоре отправила немало женщин, обвиненных в ведьмовстве по тем или иным причинам, на костры именем Католической Церкви. Именно об этих давних и противоречивых событиях зрителю повествует фильм «Печать дьявола», вышедший в 1970 году под руководством режиссеров Майкла Армстронга и Адриана Ховена. В основе сюжета этой ленты, по сути неизобретательно переосмыслившего на лад порнопыточного кинематографа дрейеровский «День гнева» и в одночасье предвосхитившего «Мучениц» с «Хостелами» разом, а моментами их и переплюнув по бесцеремонной жестокости без всяких рамок и приличий, лежит одноименная книга Майкла Ривза, в свою очередь художественно переосмыслившая события тех давних времен ужасающего Средневековья.
Впрочем, чрезмерно продуманной фабулой фильм не отличается, практически на всем своем протяжении демонстрируя зрителю сцены натуралистичных(по меркам 70-х годов, во всяком случае) пыток и издевательств над женщинами, обвиненными в колдовстве, страдая при этом тотальной жанровой бесформенностью, ибо «Печать дьявола» неблагоразумно стремится быть и мелодрамой, и историческим фильмом, и, собственно, хоррором, но, если с первым и вторым у ленты возникли большие проблемы, то вот с третьим нет никаких явных запинок и заминок — кровь хлещет ручьями, а мясо отрывается клочьями и кусками от нещадно истерзанной плоти. Воплощая на экране самые буйные фантазии и буквально следуя по завещанному маркизом де Садом канону, Ховен и Армстронг вывели немецкий хоррор из рамок импрессионизма до инфернальных границ кровопускательного натурализма и брутализма, создав едва ли не первый андеграунд-хоррор во всей немецкой синематике — первый и, конечно же, не последний; пропитанный флером необязательного историзма и почти что изысканного декаданса.
Оператор Эрнст В. Калинке буквально смакует жестокие сцены, отчего суть картины от большинства зрителей ускользает и сугубо мелодраматическая линия любви и покаяния тонет в сценах садизма, из-за наличия которых данная лента и была долгое время запрещена в ряде стран. Однако фильм имеет и немаловажный плюс — блестящая игра актеров. Херберт Лом великолепно исполнил роль жуткого и жестокого Лорда Камберленда, создав цельный и яркий образ. Также весьма убедительны Удо Кир в роли мятущегося Графа Кристиана и Оливера
Вуко в роли Ванессы. Композитор Майкл Холм написал к фильму отличный и пробирающий до костей саундтрек.
Я рекомендую этот ныне культовый исторический хоррор всем поклонникам классических фильмов ужасов и эксплуатационного кино, особенно европейского.
Страница фильма «Печать дьявола» в КЛУБ-КРИКе
Добавить комментарий