Извиняюсь за задержку. Продолжаем нашу рубрику. Теперь мы попали в 1959-й год. Рассматриваем фильм —
К тому времени, «Проклятие Франкенштейна» и «Ужас Дракулы» пользовались таким бешеным успехом (не смотря на гонения критиков и жёсткую цензуру), что компания American International Pictures (AIP) всерьёз призадумалась. Сволочь-Хаммер отбирает у них «Drive-in» кинотеатры. Фильмы про резиновых радиоактивных монстров начинают терять популярность. И вот тут-то, к AIP обратился их штатный продюсер/режиссёр Роджер Корман, имевший к тому времени нехилую фильмографию. Корман давно мечтал экранизирровать Эдгара По, да только студиям резиновые монстры были интересней. Ну а успех «Хаммеровской» готики, по итогу, стал главным аргументом Кормана на финансирование картины его мечты (первой из них) — «Дом Ашеров».
—
—
Действие фильма разворачивается в конце XIX века. Главный герой — романтический юноша Филипп Винтроп, приехавший в родовое Поместье Ашеров свататься со своей возлюбленной — Мадлен Ашер. Её брат, однако, убеждён, что род Ашеров проклят. И если Мадлен выйдет замуж и уедет из поместья, то быть беде. Филипп, будучи скептиком «нового времени», не верит в проклятия, но как оказалось — напрасно.
«Дом Ашеров» был самым амбициозным фильмом Роджера Кормана (да и студии AIP, которая ранее и не мечтала о столь масштабных проектах) — и тот не жалел средств. Во-первых, фильм — цветной (да ещё снят в широкоформатном CinemaScope), во-вторых, технически фильм сделан крайне грамотно.
—
—
Конечно, встаёт вопрос, как снять экранизацию Эдгара По? Ведь, По писал лишь рассказы — их невозможно растянуть до полного метра. Корман, однако, нашёл гениальный компромисс. Фильм — вовсе не экранизация (в привычном смысле слова), а, скорее — «Дань Уважения» Эдгару По. В нём соединены мотивы из НЕСКОЛЬКИХ рассказов и стихов, что может безусловно порадовать поклонников данного писателя (кроме особо тупых, которых злит, что оно — «не так, как в книжке»).
—
—
Корман вовсе не старался точно отразить оригинал, а шёл индивидуальным путём, благодаря чему, у фильма вышла весьма характерная картинка и своеобразный ритм повествования. Прекрасно атмосферу дополняет тот факт, что абсолютно ВСЕ события разворачиваются в пределах Поместья Ашеров, которое весьма экстравагантно обставлено, да и выглядит впечатляюще, что снаружи, что внутри. Причём, на протяжении всего фильма, режиссёр усиливает чувство клаустрофобии с помощью самых разнообразных средств.
—
—
Ах да, Винсент Прайс. Для этого актёра, «Дом Ашеров» стал настоящим бенефисом, а его персонаж, по итогу — хоррор-иконой: воплощение болезни и меланхолии, но, также, крайне расчётлив и жесток.
—
—
Этот фильм был по достоинству оценён зрителями, дав начало целой серии Кормановских готиков по Эдгару Алану По: «Колодец и Маятник», «Ворон», «Маска Красной Смерти», «Погребённый Заживо» — и многие другие. Причём, снимались фильмы за две недели до пяти проектов в год. И я не уверен, что смогу покрыть каждый из них по отдельности. Но с уверенностью могу сказать, что «Дом Ашеров» — лучший из них.
—
—
В какой-то статье, я прочёл, что Роджер Корман — «плохой режиссёр, с которого начинали звёзды»… автор этой статьи явно не видел «Дома Ашеров», на котором старик-Корман выложился на полную катушку, прекрасно руководя актёрами, идеально выставляя кадры и поддерживая атмосферу беспрерывно. Этот фильм, на мой взгляд, отлично отражает сущность Эдгара По: остроумен, атмосферен, романтичен, пессимистичен, ироничен, меланхоличен и попросту прекрасен. Рекомендую к просмотру всем.
—
—
Ну что-ж, немэйнстримовое кино, каким являлся «Хаммер» и «Дом Ашеров» я покрыл. А как же Мэйнстрим? Не переживайте, следующий наш киношедевр — от Великого Мастера, которого до сих пор считают одним из лучших кинорежиссёров Всех Времён и Народов…
—
—
Но об этом — в следующий раз…
Спасибо, Юрий, за интересную статью. Вообще это круто — путешествовать в машине времени по миру ужасов!
Я заменила постер и один скрин, они не отображались. А у Вас они были видны?
Спасибо. У меня всё было видно. Но, это не в первый раз что-то вдруг перестаёт отображаться.
В любом случае — спасибо.
Очередная отличная глава отличного проекта 🙂 А Корман, в самом деле, далеко не так прост, как ошибочно принято к нему относиться. Он хороший режиссёр и умелый цепкий продюсер, умудряющийся быть на творческом плаву многие десятилетия.