


|
||||
|
История УЖАСОВ: Зверь из 20 000 морских саженей (The Beast from 20,000 Fathoms)Как-то так зовётся этот фильм из 1953-го года. А если перевести на наш родной — то это будет «Зверь из 36576-метровой глубины». Так или иначе — а это новый поворотный фильм нашей рубрики. — — Вообще, «Зверь» — каноничный фильм ужасов 1950-х, также как «Дракула» — 1930-х. Это официально — один из самых коммерчески успешных ужастиков тех лет. Фильм, породивший не только новые штампы, но и новый поджанр — кино про гигантских монстров. И если у вас дежа вю, так это потому что фильм напрямую был навеян «Кинг-Конгом»… точнее, любовью легендарного кукольного мультипликатора Рэя Харрихаузена к данному шедевру. Так уж получилось, Рэй Харрихаузен был лучшим другом ещё одного Рэя, по фамилии — БРЭДБЕРИ ;). Последний написал короткий рассказ, на который продал права «Уорнер Бразерс» с условием, что спецэффекты будет ставить Харрихаузен. Вот такой вот подарочек лучшему другу ;). — — В один прекрасный день американцы провели испытание атомной бомбы. Испытание прошло успешно, но… этот самый взрыв пробудил Ротозавра — гигантского ящера, вмерзшего в лёд миллионы лет назад. Ротозавр оттаял — и попёрся по океанскому днищу в сторону Нью-Йорка… — — Обратили внимание — я не разу не написал про человеческих персонажей, и постоянно показываю лишь кадры с монстром? Это вовсе не потому, что герои фильма плохи. А потому, что монстр затмил буквально всех. — — Хэррихаузен увидел в фильме свой шанс — и не упустил его. Рэй ставил задачу не просто создать убедительный спецэффект. Он хотел сотворить полноценную звезду фильма. Рэй утверждал, что Голливуд слишком старается выводить на первый план звёзд-актёров. Но ведь монстр тоже может быть звездой. Почему бы и нет? Если монстр сделан достаточно хорошо, чтобы привлечь к себе внимание и отвлечь зрителя от назойливых людишек, то успех обеспечен. — — Это отличает Хэррихаузена от большинства наших «блатных» киноделов. Когда НАШИМ что-то достаётся, благодаря друзьям, либо родственным связям — никто не старается; все хотят наживиться на «тёпленьком», не парясь о результате. В итоге, выходит известно что от «сынков», «кумьёв», «зятьёв» и «заслуженных», которые больше тратили энергии на срубание бабок, чем на качественную работу. — — Однако, когда аналогичный шанс доставался Рэю — он делал всё возможное, чтобы не подвести товарища, трудясь в своём подвале днём и ночью, игнорируя семью, игнорируя внешний мир, выводя каждую микроскопическую деталь своего эффекта до совершенства, чудом сохранив рассудок. — — В результате мы имеем картину, прославившую и гигантских монстров вообще, и Рэя Хэррихаузена в частности, который, впоследствии сделал ещё три фильма-катастрофы, а затем переключился на фэнтези, в котором проявил свои способности ещё круче (кто не видел «Седьмое Путешествие Синдбада» — настоятельно рекомендую). Сами эффекты Рэя описать сложно — вроде видно, что движения ломанные, физика местами «страдает» (особенно на сценах разрушений), но есть в этом нечто сюрреалистическое и почти что кошмарное. Как из сна. — — Ну а если отвлечься от эффектов, можно заметить и другие «стилистические» отклонения. Например — закадровые комментарии, ставшие чуть ли не штампом и объектом насмешек. Суть в том, что именно в 1950-х, Голливуд понял, что целевая аудитория — подростки. Ну а фильмы про монстров — они для детей 8-15 лет. Ну и понятно, чтобы дети понимали, что такое радар и что такое атом — надо им всё разжёвывать. Совершенно верно, все эти монстр-ужастики 1950-х — это ДЕТСКИЕ фильмы, наподобие наших «Бабушкиных Сказок» Александра Роу. Потому данные картины столь наивны, глуповаты, «беззубы» и явно общаются со зрителем, как с малышом… и потому, почти все эти произведения получили культовый статус; многие американцы смотрели их в детстве по телевизору — и выросли большими фанатами. Лично я советую уважать данную культуру. Прекрасно понимая, что многие наши соотечественники и на комиксы глядят с пренебрежением, прошу, всё-таки оценить, насколько мощно данные картины сформировали мировой кинематограф. Ведь сейчас практически все супер-блокбастеры — это те же самые «B-Movies». Может вам что-то из этого кино нравится, а может вам ничего не нравится, но нельзя отрицать их обаяние, ровно как влияние на общество. — — А ведь всё началось с этих невинных детских монстро-мувиков, дёшево сделанных, никогда не длящихся дольше 90 минут и предоставивших маленьким детям чудищ, которых они боятся и обожают одновременно. И «Зверь» был первым. Его коммерческий успех определил практически весь американский хоррор 1950-1960-х, со всеми клише и «знаковыми сценами». Фильмы, в которых монстры олицетворяли атомную энергию, либо вражеское (советское) войско. Фильмы с нелепейшим закадровым текстом, простейшими человеческими персонажами и практически комиксовыми сюжетными линиями. Фильмы про гигантских тварей всех мастей, крушащих города направо и налево. — — Так что «Зверь» — это та самая картина, с которой лично у меня ассоциируются ужастики 1950-х. Кино явно «на любителя», но если перед просмотром настроиться именно на нечто детское-подростковое — удовольствие можно получить вполне ощутимое. Впрочем, «Зверь» не идёт ни в какое сравнение с монстром-ЛЕГЕНДОЙ. Королём Всех Монстров. Несокрушимой Силой Природы и попросту — ходячим символом всех гигантских монстров, имя которого давно стало нарицательным… — — Но об этом красавце — в следующий раз ;). Страница фильма «Чудовище с глубины 20000 морских саженей» в КЛУБ-КРИКе |
|||
|
Добавить комментарий