Мы продолжаем путешествие по хоррору. Немецкий импрессионизм остался позади. Перелетаем в США.
—
—
А что-ж Америка? А то, что в 1920-х началась золотая хоррор-эпоха Американской студии Universal Pictures.
—
—
Чем известна студия «Юниверсал» нынешнему зрителю? Ну, «Американским Пирогом», «Третьим Лишним»…
—
—
Немного более пытливые вспоминают всякую классику
—
—
Но хватит ходить вокруг, да около: студия «Юниверсал» больше всего состояния сколотила на ХОРРОРЕ.
—
—
Так уж получилось, «Юниверсал» создала немалое количество ужастиков, ставших классикой — и не меньшее количество классических монстров, каждого из которых мы рассмотрим по-очереди. Эти монстры стали для студии примерно тем же самым, что и Микки Маус, и Дональд Дак — для Диснея. Надо отдать должное, ни одна больше крупная американская студия не может похвастать бОльшим количеством столь мощно жахнувших ужастиков. Некоторое время, «Юниверсал», практически, держала в США монополию на данном жанре… а началось все с фильма — ПРИЗРАК ОПЕРЫ
—
—
Он же — «Фантом Оперы». Он же — «Фантом В опере» ( последнее — угар, причем я реально слышал такой заголовок от соотечественников :)). И так, с чем «Призрак Оперы» ассоциируется у вас в первую очередь?
—
—
ОК, это все понятно. Однако, примерно за 60 лет до премьеры знаменитого мюзикла Эндрю Ллоида Уэббера, студия «Юниверсал» сняла свой фильм о знаменитом персонаже книжки Гастона Леру, каковой «Призрак Оперы» являлся изначально.
—
—
Итак, действие фильма разворачивается в конце XIX века. Место действия — знаменитый Парижский Театр Оперетты. В этом театре ходят слухи о загадочном «фантоме», тень которого мелькает то там — то тут. Слухи, как это водится, не беспочвенны: в стенах оперетты действительно кто-то обитает. И этот кто-то страстно влюблен в актрису Кристину Дайе, которой он помогает продвигаться вверх по карьерной лестнице. Помощь оказывает следующим образом: пишет директорам, чтобы все главные в театре роли доставались Кристинке. А если те ослушаются… в общем… именно это и стало причиной знаменитого обвала семитонной люстры в зрительный зал Парижского Театра Оперетты в 1896-м (а вы думаете, история — вымысел? ;)).
—
—
Короче, сразу понятно, что воздыхатель Кристинки — безжалостный псих, который не потерпит отказа. И как же быть бедняжке, когда она влюблена в другого?
—
—
Впрочем, стоит заметить, что первое время Кристина беспрекословно слушалась Фантома. Почему бы и нет, он же ей предлагает славу и богатство, так что про любимого можно и ненадолго забыть. Все, однако, меняется, когда Кристина в полной мере узнает, насколько ее тайный воздыхатель страшен. Во всех смыслах.
—
—
И так, вы прежде всего заметите, что история тут значительно прямее, чем в «Кабинете Доктора Калигари», а жути значительно меньше, чем в «Носферату». Да и если «Носферату» пугал атмосферой сверхъестественного, то «Призрак Оперы» больше пугает, собственно, самим призраком.
—
—
Вообще, чем отличается американский студийный кинематограф? Тем, что создатели пытаются в первую очередь заработать на фильмах деньги. А для этого надо делать фильмы интересными наиболее широкой публике. Ну а пугаться любят немногие, так что на одних ужасах не уедешь. Надо добавить легкого юморка, дабы привлечь любителей поржать… но не переборщить с юмором, дабы не спугнуть любителей побояться. Также надо вставить по-больше лирики для дам и по-больше экшна для мужиков. Причем последнее — с участием огромной массовки. Да и еще с интересными трюками. Всего этого в «Призраке Оперы» достаточно.
—
—
Технически фильм, для 1925-ого года, сделан довольно круто. Не смотря на ограниченные локации (театр) создатели придали фильму во истину Голливудский Размах… с учётом технических возможностей тех времен, разумеется.
—
—
Однако, окончательно картина выстрелила именно самим Фантомом в исполнении Лона Чейни-Старшего.
—
—
Видали, какая рожа? Лон Чейни, между прочим, специальный грим разработал для себя сам. Причем, вплоть до премьеры, внешний вид Фантома держался в строжайшей тайне: зрителей иногда дразнили фотками Чейни с мешком на голове — типа настолько вид его ужасен. Примерно такую же интригу устроил недавно Джей Джей Абрамс с фильмом «Монстро».
—
—
Не знаете, кто такой Лон Чейни-Старший? Это — один из величайших актеров немого кино, получивший прозвище «Человек тысячи лиц»: в каждом фильме он абсолютно разный, как внешне, так и по образам.
—
—
Чейни также идеально подходит для немого кино, потому что его родители были глухими. Вот он и владел в совершенстве языком тела.
—
—
Фантом Чейни получился весьма интересным: поначалу, он кажется всего лишь мстительным монстром-психопатом… Однако, по мере развития, становится всё очевидней, что Фантом — это просто одинокое и запутавшееся существо. Изгой, который снаружи выглядит зловеще, но внутри страдает и не знает, что с собой делать. Он ведь, попросту, хочет любви, которой у него никогда не было и быть не может.
—
—
Именно эта неоднозначность и делает Фантома привлекательным: персонаж он, вроде бы, отрицательный, но как-то ему сочувствуешь. Он зловещий, но также — и непонятый. Одним словом — идеальный готический персонаж.
—
—
И, подобно Фантому, фильм также неоднозначен. Он с одной стороны прямолинеен, но с другой — представляет весьма широкий спектр эмоций, при том, что и снят замечательно.
Сам же Лон Чейни, позже, сыграл вампира в фильме Тода Браунинга «Лондон После Полуночи». Увы, практически все копии этого фильма утеряны — и по сей день «Лондон после полуночи» — «Святой Грааль» для фанатов ужасов.
—
—
Успех же «Призрака» надоумил «Юниверсал» всерьез заняться ужасами — и вот, студия решила снять фильм про Дракулу — и на роль Дракулы пригласить самого Чейни. Увы, актер умер от рака горла, так и не выступив в первом звуковом ужастике. Его место занял Бела Лугоши — но это уже другая история, к которой мы непременно обратимся…
—
—
Итак, смотреть, или не смотреть? В принципе, на современного зрителя «Призрак Оперы» уже не будет так воздействовать, как в 1925-ом году. Но фильм я бы скучным не назвал. У него есть свои безусловные плюсы, указанные выше. Да и фильм сыграл наиважнейшую роль в истории хоррора, запустив вышеупомянутый «Юниверсаловский» цикл ужасов. Рекомендую.
Добавить комментарий