КЛУБ-КРИК расширил горизонты общения и подружился с отличным сайтом честных и грамотных кинорецензий — «POSTCRITICISM». И первым совместным проектом стал обмен эксклюзивных рецензий либо на всемирно популярные, либо на малоизвестные «страшные» фильмы. Изначально мы договаривались быть лаконичными и писать отзывы в формате двух абзацев, первый из которых — это синопсис. Но есть фильмы, о которых невозможно сказать слишком коротко, и разве можно запрещать автору говорить мало, когда ему есть что поведать миру? Поэтому мы обоюдно и бессовестно нарушили собственное правило во имя Мысли и Просвещения, там, где посчитали нужным.
Наши друзья стали первыми, кто открыл проект на страницах своего сайта, и прошу оценить их труд:
«КЛУБ-КРИК на странице Postcriticism»
Мое (Max Cady) отдельное спасибо нашим авторам Клуб-Крик за участие в проекте, имя автора увековечено под каждой рецензией. И обращаю внимание, что как у нас, так и у наших друзей, это только первая серия публикации. Вторая серия с оставшимися пятью рецензиями последует очень скоро и в Клуб-Крик (рецензии наших друзей специально для нас) и в Postcriticism (наши эксклюзивные отзывы для друзей).
Предлагаем вашему вниманию рецензии от авторов Postcriticism специально для КЛУБ-КРИК:
———————————-
Рецензия на фильм «От заката до рассвета» Роберта Родригеса
Вся полиция Техаса гонится за рецидивистами братьями Гекко, ограбившими банк и оставляющими за собой горы трупов. В Мексике у братьев деловая встреча в баре «Titty twister”, открытом «от заката до рассвета». Границу парочка пересекает с помощью семьи заложников в «доме на колёсах». Казалось бы, все препятствия позади, но…настоящие проблемы только начинаются.
Легенда гласит, что первый совместный киновечер дружбаны-синефилы Тарантино и Родригес провели за просмотром ужастика Джорджа Ромеро «Рассвет мертвецов». В этой наиболее значительной совместной работе, наполненной массой ударных диалогов и оригинальных решений, они использовали именно схему Ромеро, заявленную ещё в его первой «мертвецкой» картине «Ночь живых мертвецов», при которой разнотипажная компания вынуждена оказаться в замкнутом пространстве и, несмотря на все разногласия, бороться с потусторонним злом. Девизом фильма может звучать повторяемая несколько раз реплика: «я не верю в вампиров, но я верю собственным глазам». Действительно, первая половина фильма не обещает ничего сверхъестественного: выполненная в стилистике криминальной драмы на манер прежних работ киноманской парочки, снятых ими независимо друг от друга, но драма-триллер внезапно превращается в боевик-ужасы и зрителю ничего не остаётся, как… поверить собственным глазам.
Сегодня «От заката» — уже классика, растасканная на цитаты, культовое кино, но в своё время зрелище больше походило на наглое издевательство над жанрами, ставящее целью всё вывернуть наизнанку. Нарушение зрительских ожиданий началось уже с кастинга. Сета Гекко, злодея с сомнительными моральными устоями, потакающего маньяку-братцу, исполняет Джордж Клуни. На момент выхода Клуни был исключительно звездой сериала «Скорая помощь», где запомнился образом сверхположительного обаяшки-доктора. Харви Кейтел же (также не замеченный ранее в любви к хоррорам), напротив, чаще играл психопатов разных мастей. Рефреном большинства его ролей была неудержимая ярость и болезненный слом веры. Но его Джейкоб – душка, а утрата и обретение веры в подобных квазиобстоятельствах есть не что иное, как ирония над своим грандиозным кинопрошлым. Амплуа Джульетт Льюис, которая всегда «слишком молода, чтобы умереть», — типично американский подросток, раздираемый порочностью, но с хрупкой душой. Кейт с виду сама примерность и целомудрие, но тонко сыгранный искренний неосознанный эротический интерес к обоим братьям увлекает не меньше, чем вампирское побоище. Частью игры выступает и китайский сын еврея священника, который, по сути — типично закланная персона, скорее недоперсонаж, долженствующий умереть одним из первых, но он проживает довольно долго, что придаёт жанру ещё одну оригинальную нотку. Маньяк Риччи – собирательный образ всех садистов из фильмов класса «Б» по началу мыслится главным злом, но почему-то именно его более всех жаль из вампирских жертв. Подход к прочим женским персонажам носит откровенно сексистский характер. Все красавицы во главе с Сэльмой Хайек – дьявольские отродья, преображаемые в мгновение ока в настоящих страшил. В итоге либо они тебя съедят, либо ты воткнёшь им в грудь (фаллическую) ножку стола. И только техасский рейнджер в исполнении Майкла Паркса — вечная константа фильмов знатного тандема, который (если верить приквелу «Дочь палача») был когда-то великим писателем Амброзом Бирсом, но бросил всё и исчез на мексиканской границе, впоследствии попав в круговерть эпизодических реинкарнаций в бессмертных творениях Квентина Тарантино и Роберта Родригеса.
При всей пародийности и невероятных сюжетных вывертах, комического грима и эпатажных трэш-эпизодов, «От заката до рассвета» остаётся захватывающим хоррором на все времена.
—————————————————-
Рецензия на фильм «Репортаж» Жауме Балагуэро и Пако Пласа
Молодая журналистка Анхела и её незадачливый напарник-оператор снимают очередной выпуск программы для полуночников. В фокусе будни пожарной части, на повестке дня выезд в странный дом, обитатели которого в панике вызвали все службы, которые только могли. А дело в том, что в одной из квартир забаррикадирована ополоумевшая старуха, готовая впиться остатками зубов в горло любого встречного. Пикантность ситуации придают два обстоятельства: одержимость оказывается заразной, а выходы из здания блокируются силами правопорядка.
Без якобы неизбежных сравнений с «Ведьмой из Блэр» вполне можно обойтись, ведь каталонские режиссеры Жауме и Пако не стали грешить лишним хронометражем — вовсе не размеренная курсовая, а срочный репортаж с места событий. Ужас в этом доме не селится, но вламывается через парадную дверь. Локальный зомби апокалипсис от первого лица — отчаянное бегство по ограниченному пространству комнат и лестничных пролетов. «Репортаж» позволил зрителю взглянуть на зомби-хоррор изнутри, почувствовать себя в незавидной шкуре жертвы — любить этот фильм можно за одно только ощущение присутствия. И это не стильная панорама фантастической катастрофы, что была показана в «Монстро». Испанский фильм куда честнее по отношению к зрителю, в нем нет вычурности и демонстративности киноязыка, зато есть куча блюющих кровавой жижей одержимых, с приличной скоростью несущихся прямо в дрожащий объектив телекамеры, да жадная до сенсаций Анхела, пытающаяся подавить собственный страх ощущением значимости своего журналистского открытия. Чувство неизбежности, слепое бегство до последнего тупика, верхнего этажа — в «Репортаже» практически не находится места диалогам, поискам и уж тем более какой-то философии. Это идеальный хоррор, в коем задумка Денни Бойла о «быстрых зомби» умело переосмысливается. Фильм значительно превосходит «Дневники мертвецов» — аналогичную по структуре картину мэтра Ромеро. Ведь там, где у старины Джорджа скука и тягомотина, у испанцев животный ужас, подогреваемый природным страхом перед темнотой и клаустрофобией. «Репортаж» настолько поразил критиков и зрителей, что в короткие сроки был практически без сюжетных изменений переснят в штатах, а затем породил целую франшизу. Но верно подметил в стародавние времена кто-то из умных дядек — в одну реку нельзя войти дважды. «Репортаж» скорее всего так и останется превосходным образчиком зомби-мокьюментари, а все что после будет восприниматься как подражательство.
———————————————
Рецензия на фильм «Сканирование мозга» Джона Флинна
IDDQD
В пору, когда трава была зеленее, солнце ярче, а геймерские утехи восьмибитнее, впервые появилась мода на фильмы про дивный новый виртуальный мир. Кинематограф издалека почуял в игровой индустрии опасного конкурента в борьбе за досуг потребителя поп-корна и развлекательного контента и, видимо, поэтому принялся усиленно кошмарить зрителя восстанием машин и революцией матрицы. Сперва «Трон» втянул полусонного пользователя в тоталитарное чистилище. Затем «Газонокосильщик» произвёл форменный армагеддон в киберпространстве планеты. Потом киношники решились исследовать тёмные и коварные закоулки искусственного разума методом хоррор-сканирования индустрии видеоигр. Низкобюджетный и малоизвестный слэшер «Brainscan» о том, как брошенный роднёй мальчик Майкл, фанат олдскульных ужастиков и хромоногий домосед, становится заложником злобной трёхмерки от первого лица, примечателен не только редкой для жанра тематикой, но и подобающим саспенсом, тревожным саундом и симпатичным актёрским составом. Подростковые диалоги, наивный юмор и рыхловатая постановка оправдываются достаточно умело нагнетаемой жутковатой аурой и удачными сюжетными поворотами. В этом видится заслуга крепкого кинодраматурга Эндрю Кевина Уокера, из-под пера которого в скором времени выйдут отменные сценарии для таких кассовых гигантов 90-х, как «Семь» и «Сонная лощина». Естественно, «Сканирование мозга» не в силах похвастаться ни мистической притягательностью, ни продуманной детективной эстетикой, ни выпуклыми персонажами последних, но всё же возможно и в нём обнаружить некоторые идейные и стилевые навороты.
Перво-наперво, исключительно приятно лицезреть на экране Эдварда Фёрлонга, исполнителя роли Джона Коннора во втором «Терминаторе» и одного из самых многообещающих юниоров Голливуда, ещё до того, как его поглотит кокаиновый дурман, поставив жирный крест на кинокарьере. Оцифрованный пакостник Трикстер, вероломный demon ex machina, своего рода гибрид бёртоновского Джокера и крэйвеновского Фредди Крюгера, напоминает о тех славных временах, когда злодеи отличались повышенной эксцентричностью, носили глэм-роковые парики и одевались в эффектные костюмы цирковых дрессировщиков. Участие в фильме солидного Фрэнка Ланджеллы, примерившего на себя помятый галстук местного Коломбо, так же вносит важную толику в триллерный дух киноленты. Но главное, строго говоря, не в этом, а в маленьком, но довольно провокационном социальном эксперименте, на который отважились создатели. В любой компьютерной стрелялке или бродилке геймеру предложено играть от имени кого-угодно: наёмного киллера, волка-оборотня, свихнувшегося полицейского, аффективного фрика. Но только не серийного маньяка. На этот счёт у создателей виртуальных вселенных существует негласное табу: ведь нельзя же, в самом деле, настолько бесстыдно провоцировать гнев вездесущих борцов за нравственность. Картина Джона Флинна рушит эту психологическую грань и предлагает главному герою, взяв в руки тесак, превратиться на время игрового сеанса из замкнутого инвалида в настоящего Чарли Мэнсона. Вот только монитор, отделяющий виртуальность от реальности, оказывается настолько хрупким, что может запросто пойти трещинами от долгого вглядывания, а отрезанная у жертвы ступня может ненароком очутиться по другую сторону экрана: в кухонном морозильнике, по соседству с пельменями и картофелем фри.
По большому счёту, «Сканирование» поставило весьма острый и злободневный вопрос, который с тех пор стал куда острее и злободневнее. Способна ли симуляция насилия и ролевая игра в смерть стать причиной всамделишной резни? Не поводом, а именно причиной. Мы уже давно живём в мире, где барьер между повседневной былью и электронной небылью истончал до того, что виртуальный дислайк воспринимается как личное оскорбление, а американские детки с периодичностью раз в месяц вламываются с пушками в университеты, отстреливая всех подряд и подражая инфернальными улыбочками персонажам культовой игровой серии «GTA». Майкл с трудом, но находит в себе силы преодолеть геймерскую зависимость, осознанно предпочтя ей смазливых девочек и оупен-эйры под музыку «Нирваны». Тинэйджер символично дарит диск со зловещей игрой школьному наставнику, который ранее из высокоморальных побуждений, заботясь о нравственном облике молодёжи, прикрыл внеклассный клуб любителей ужастиков. Эпизод выглядит забавной шпилькой в адрес тех, кто норовит запретами окультурить общество и спасти его от самого себя. В конце концов, к чему обычно приводит публичная анафема? Подстёгивает тягу к запретному плоду, раззадоривает одних, раздражает других и заставляет третьих искать новые пути к получению нужной дозы адреналина. Ни тебе защиты от случайностей, ни дополнительных жизней, ни бронежилета, ни кода бессмертия. Разве что очистка запылившейся совести. Да и то под вопросом. Жаль нельзя загрузить последнее сохранение и проверить оба варианта развития событий.
—————————————————
Рецензия на фильм «Заклятие» Джеймса Вана
Скучаешь по мне?
Супруги Эд и Лорейн Уоррен специализируются на истреблении демонов и прочих нечистых, содержат в собственном доме нехорошую комнату с нехорошими трофеями, а в свободное от работы время воспитывают лапочку-дочку. Очередное расследование герои начинают по просьбе четы Перрон, чье семейство терроризирует весьма недобрый призрак, обитающий на недавно купленной ферме.
На часах 2:02, и есть еще чуть больше часа, чтобы уютно устроиться в безопасности ватного одеяла и надежной спины мужа. А пока приоткрывается, поскрипывая, балконная дверь, неприятно колышется кухонная занавеска, и даже теплая мурчащая кошка скрылась где-то в глубинах недавно облюбованного шкафа… /Шкафа?! Да что ж такое!/ Нет, вполне возможно, что для гурманов от жанра хоррор «Заклятие» и не явило ничего нового. Уже появлением в самом начале жутковатой фарфоровой куклы Ван оммажит свою же «Мертвую тишину». А если отмотать чуть назад, память подкидывает более давнее и куда как более неприятное сравнение с пугавшими когда-то «Детскими играми», возвращает к тому приснопамятному моменту, начиная с которого я терпеть не могу кукол. /Нет, я совсем по ним не скучаю!/ Так открывающий кадр уже пробуждает самые глубинные – детские – страхи. И с каждой минутой становится все более неуютно, беспокойно, тревожно… и просто необъяснимо жутко. Да, это все уже где-то было: и дружная семья, купившая новый дом, отказавший ей в гостеприимстве, и музыкальные шкатулки, и «раз-два-три-замри», и взбесившиеся пернатые, не говоря уже об обрядах экзорцизма, коим здесь уделено не последнее место. Ничего, получается, нового, но как пугает!
Пугает, умело используя классические приемы: самооткрывающиеся двери и скрипящие половицы, внезапные ночные игрища полтергейста и всякого рода невидимую нечисть, по-кинговски прячущуюся под кроватью и по-бугименски – в шкафу. Не брезгует Ван и обязательными в таких случаях расследованиями истории проклятого дома. Да и вообще, ощущение, что режиссер оказался тем еще жадиной: если вводить в сюжет милых ангелоподобных девочек – так штук пять, а лучше – шесть, если призраков – так по одному на каждую милашку, чтобы уж точно никому не было обидно. Для пущей убедительности Ван не забывает напомнить, что история-де основана на реальных событиях, а значит, с приближением обозначенного проклятого времени лучше… Да нет, без «лучше», застраховаться невозможно. Удивительно только то, как при таком обилии внедренных в сюжет деталей и использованных устрашающих эффектов, кино не превратилось в пародию. Наверное, в том и есть главная режиссерская заслуга – в умении изящно пробалансировать на грани крутости и пошлости. Так, чтобы после просмотра можно было сказать, что «градус напряженности повышался с каждой минутой», а не «маразм Вана крепчал и к концу фильма окончательно окреп».
————————————-
Рецензия на фильм «Затащи меня в Ад» Сэма Рэйми
Затащи меня в Леман Бразерс
Кристин Браун, упорхнув с родительской фермы и потеряв по пути лишние килограммы, выходит на взлетную полосу карьеры блондинки в финансах. Лакомая должность каждый день манит перламутровым креслом через прозрачную дверь, но траекторию движения вверх вполне могут сбить не только конкуренты-прохиндеи, но и собственная мягкотелость. Большая сила в банковской сфере значит не только большую ответственность, но и способность рубануть с плеча, отбросив девичью сентиментальность, например, отказать в продлении сроков выплаты ипотеки одноглазой беззубой цыганке, беззастенчиво барабанящей по столу ногтями, напоминающими клюв утконоса. Конфискация дома госпожи Гануш подтверждена, желанное реноме акулы бизнеса обретено, но спапом с ним прибыло фирменное цыганское проклятие, оставляющее Кристин три дня, чтобы привести дела в порядок и отправиться даже не в Fannie Mae, а прямиком в ад.
Сэм Рэйми, решив немного повалять дурака для души после игр с большими дядями, представил хоррор-фильм, настолько очаровательный в своем бредовом идиотизме, что впору говорить об одной из лучших пародий на законы жанра ужасов. Режиссер так убийственно серьезен, так нарочито неумело нагнетает саспенс, что превращает все происходящее в черную комедию… или аудиовизуальное пиршество для поклонников эпохи VHS. Перерыв в терзании струнных, долженствующих играть донельзя тревожные мелодии, не длится дольше минуты, но и тогда на смену ему придут таинственный шелест листьев, какофония кастрюльного звона или стук козьих копыт, предупреждающий о неминуемом конце. Количество взятых крупных планов лица Кристин, неограниченно соприкасающегося не только со старческой слюнявой челюстью, но и другими милыми спутниками проклятия – всевозможной слизью и червями, зашкаливает разумные пределы. Поэтому кадры очередного орального проникновения внутрь героини какой-нибудь гадости или сцена открывшегося носового кровотечения, по масштабам смахивающего на разрыв аорты, совсем не вызывают отвращения, а в большей степени призывают заняться угадайкой, как же еще решат поиздеваться постановщики над типичным лицом миловидной Америки. Стандартна здесь не только пухлощекая физиономия, но и ее окружение, да так, что в какой-то момент жанрово черты социальной сатиры начинают довлеть над элементами собственно хоррора. Как бы ни были солнечны и безоблачны рабочие дни, Кристин, к сожалению, не могла бы рассчитывать на сладкую жизнь. Не подоспей проклятие мамаши Гануш, героиню в ад, только личный, затащил бы мировой финансовый кризис, не оставив ничего, кроме возможности вернуться на ферму к матери-алкоголичке. Милый же бойфренд никогда по настоящему не выскользнул бы из-под маминого крыла, рискнув лишиться денег на бессмысленное хобби. Невидимая рука рынка в фильме уже проникла и в капиталистически девственный мистический мирок. Ведьмы вынуждены жить в ипотеку, и, что печально, избавиться от этого ярма, судя по всему, не помогут никакие древние заклинания. Медиумы в свою очередь прекрасно осведомлены о порядках товарно-денежных отношений, всегда рады оплате по платиновой карте и знают о законе «утром деньги, вечером стулья».
При этом сказать, что кино у Рэйми получилось совсем уж не жуткое, конечно, нельзя. Скорее режиссер выбрал правильный метод борьбы с человеческими страхами, вместо того, чтобы прятаться от них под кроватью, нужно, наоборот, смеяться им в лицо. Только тогда дикий козлиный танец одержимого бесом будет ассоциироваться с гоголевскими сказками, а не с помешательством кубриковского сияния, пробуждающего силу куда более неконтролируемую, чем паночки на метлах – бессознательную злость, а рецепт дружбы с силами природы прост — «Уважайте старших!»
———————————
to be continued 🙂
Отлично получилось! Я с Эриком как раз на прошлой неделе про этот проект говорила. 🙂 Очень содержательные и интересные рецензии получились. 🙂
Знаю Горбенко по общению с Сергеем Кудрявцевым. Я к нему в контакт заглядываю регулярно. Приятно видеть её у нас на сайте.
Вообще — то Викиных отзывов очень много у нас на сайте. А Армен и Игорь тоже уже не раз публиковались, они зарегистрированы на нашем сайте. Отзыв «О смерти, о любви», опубликованный сегодня — от Армена. 🙂 Эрик тоже дал несколько отзывов для публикации вне рамок этого проекта, по дружбе. 🙂
Всё прочитал, всё очень понравилось! Особенно приятно, что всплыл из-под слоя пыли «Сканирование мозга», который заслуживает, чтоб о нём помнили и вспоминали. Отличный проект, спасибо 🙂
Что ж. будем надеяться, не в последний раз все мы здесь сегодня собрались)