Конечно, вышедшая пятнадцать лет назад «Мумия» не является такой же культовой классикой как «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега», точно так же как Брендан Фрэйзер не стал новым Харрисоном Фордом. Тем не менее, вряд ли кто-то из создателей картины мог бы быть недоволен ее итоговыми результатами, которые составили четыреста пятнадцать миллионов долларов кассовых сборов, сразу гарантировавших сиквел и сделавших фильм Стивена Соммерса самой кассовой приключенческой лентой 1990-х. Для самого же Соммерса «Мумия» в буквальном смысле слова стала спасительницей, вытащив его висевшую на волоске после провала «Подъема с глубины» карьеру.
Тем интереснее тот извилистый путь, который проделала «Мумия» — от низкобюджетного фильма ужасов Клайва Баркера и триллера Джорджа Ромеро до размашистого летнего блокбастера для самой широкой аудитории.
В самом начале 1990-х продюсер Джеймс Джэкс задумал возродить одного из классических «монстров Universal», а именно — «Мумию». Студия не возражала, но при условии, что Джэкс сможет уложиться в небольшой десятимиллионный бюджет. Блокбастер с такими деньгами, разумеется, не получился бы, но их вполне хватило бы для небольшого хоррора.
И Джэкс предложил заняться этим проектом Клайву Баркеру. Незадолго до этого, при работе над «Восставшим из Ада III», Баркер уже предлагал использовать древний Египет в качестве источника происхождения таинственной шкатулки и первых Сенобитов. В итоге эта идея так и не была использована, но теперь у Баркера появилась возможность вернуться к этой теме и развить ее дальше.
Сюжетно фильм не должен был иметь ничего общего с оригиналом 1932 года. Зато планировалось, что он будет наполнен такими излюбленными темами Баркера как бисексуальность, древние боги, монстры и запретное знание.
Баркер работал над тритментом фильма совместно с Миком Гэррисом. Известно, что они хотели начать фильм сценой рождения в Египте странного мальчика. Затем действие переносилось на двадцать лет вперед, в Америку. В находящемся в Беверли-Хиллз музее, внутреннее убранство которого полностью воссоздавало одну из египетских гробниц, проходит выставка древних артефактов. Вскоре там же объявлялась таинственная незнакомка, которая на поверку оказывалась служительницей древнего культа, пытающегося возродиться в современном мире. Чтобы заполучить необходимые для проведения ритуала артефакты, она поочередно соблазняет, а затем убивает всех их владельцев.
В финале следовал твист — оказывалось, что эта женщина являлась тем самым мальчиком из вступления, который затем подвергся операции по изменению пола. Тритмент Баркера заканчивался следующей жизнеутверждающей сценой:
Рик пытается подняться, но не может, так как запеленован по шею. Появляется Кэтрин. Ее груди обнажены. Кэтрин прикладывается губами к груди Мариетты. Мариетта вздрагивает и покрывается потом. — Я первое земное дитя Ситис. Из ее нижней части живота появляются щупальца, которые начинают гладить лицо Кэтрин, которая преклоняет колени перед Мариеттой. Рик начинает кричать от ужаса, и камера фокусируется на его лице, где видны тени от Кэтрин и Мариетты. — Мы распространимся по всему меру как новая нация. Конец человеческого вида начался. В рот Рика засыпают землю, после чего заматывают его голову бинтами. Наш герой превратился в мумию.
Остается лишь представлять, какими подробностями сопровождалась остальная часть действа. А возможно наоборот, лучше не стоит. Сам Баркер как-то сказал, что молит богов о том, чтобы земля разверзлась и поглотила здание, где находится офис MPAA, до того, как он принесет им отснятый материал — ибо он им ни капли не понравится.
Однако земля разверзлась не под зданием MPAA, а под самим Баркером. Universal первоначально была рада его участию, но когда продюсеры прочитали получившийся тритмент, то пришли в ужас (особенно от твиста с главной героиней) и наотрез отказались рассматривать возможность постановки подобного фильма. Разумеется, после этого Баркер выбыл из проекта.
Но, как известно, в Голливуде пустое место недолго остается таковым. После ухода Баркера и отказа от его материала, кресло режиссера занял Джо Данте, а Джон Сэйлс и Алан Ормсби написали новый сценарий.
Главной героиней их истории стала Хелен Гровер. Хелен живет в Лос-Анджелесе, работает юристом в преуспевающей фирме, стремительно продвигаясь по карьерной лестнице. В общем, на первый взгляд в ней нет ничего примечательного. Но лишь на первый: время от времени у героини случаются приступы, после которых она не помнит ничего из происходящего с ней, а также видения событий, которые произошли в далеком прошлом. Однажды ее приглашают в качестве почетного гостя на выставку, посвященную открытиям, некогда совершенным ее покойным отцом. Во время раскопок в Египте в 1970-е тот обнаружил гробницу принцессы Анксунамун, где также находилась еще одна мумия — человека, чье имя было стерто со всех табличек.
На выставке Хелен подходит к стенду с безымянной мумией, после чего у нее случается очередное видение, во время которого она произносит имя Имхотеп. Имя, впервые произнесенное за 3 000 лет, оживляет мумию. Через некоторое время Имхотеп выбирается на волю и убивает несколько человек, высасывая их жизненную силу, чтобы снова приобрести человеческий облик.
Кое-как разобравшись, где и в каком времени он находится (в чем ему немало помогает знание «языка рабов», т.е. иврита), он решает воскресить свою давнюю любовь Анксунамун, реинкарнацией которой является именно Хелен.
Некогда Имхотеп и Анксунамун любили друг друга — однако Имхотеп понимал, что их любовь обречена, так как фараон никогда не позволит им быть вместе ни в этом, ни в потустороннем мире. И тогда Имхотеп продал свою душу богу Сету, чтобы обрести бессмертие для себя и своей возлюбленной. Однако он опоздал — Анксунамун покончила с собой, а после того как жрецы узнали о том, что совершил Имхотеп, его захоронили живьем, а все упоминания о нем и его имени были уничтожены.
Сейчас Имхотеп использует свои силы, чтобы посылать Хелен видения и пробудить душу Анксунамун. Кроме того, он несколько раз пытается убить ее нового друга, археолога Майка: например, с помощью ритуала Имхотеп получает контроль над рукой Майка и пытается заколоть его — но герой с помощью амулета сбрасывает чары. Позже ему предстоит спастись от плотоядных скарабеев, которых Имхотеп несколько раз использует по ходу сценария, чтобы убить нескольких человек.
Тем временем египетское правительство, обеспокоенное гибелью людей и пропажей части экспонатов, решает вернуть экспозицию в Египет. Имхотеп, который повелевает песками, блокирует конвой из грузовиков, убивает охранников и забирает все артефакты и мумию Анксунамун, после чего создает в пустыне пирамиду, где намеревается провести ритуал и окончательно пробудить душу своей давней любви.
Но когда ему удается это сделать, выясняется, что она покончила с собой не из-за неразделенной любви, а из-за страха перед Имхотепом, который, заключив сделку с Сетом, в ее глазах стал чудовищем. После этого Анксунамун, используя помощь богини Исиды и богини Баст (в ходе не слишком объясненного твиста выясняется, что кошка Хелен является земной реинкарнацией этой богини), высасывает все жизненные силы Имхотепа. Майк добивает мумию, сжигая ее, после чего построенная Имхотепом пирамида превращается в песок.
Исходя из общего описания, может показаться, что версия Сэйлса и Ормсби является стопроцентным триллером. Но на самом деле, после первого акта очень большую часть их работы занимали любовные переживания главной героини, которая разрывалась между Имхотепом и ее новым другом археологом. Хелен гуляет с Майком, видит сны с Имхотепом, видит его во снах, затем встречает его в действительности — остальное же действие, по сути, заполняет промежутки между этими переживаниями. Благодаря этому мелодраматическому настроению создается стойкое ощущение, что будь фильм снят, то на выходе получился бы не триллер с элементами любовного фильма, а скорее любовный фильм с элементами мистического триллера.
Из-за этой неоднозначности Джо Данте очень понравилась работа Сэйлса и Ормсби и он всерьез подумывал попытаться пригласить Дэниэла Дэй-Льюиса на роль Имхотепа. Однако студия всё еще не хотела выходить за рамки низкобюджетного фильма и не собиралась выделять на картину больше пятнадцати миллионов долларов. А фильм по имевшемуся сценарию оценивался в сумму не меньше двадцати пяти миллионов — и студия не собиралась идти на компромисс.
В конце концов, Данте решил спасти фильм и отправился к своему приятелю Стивену Спилбергу, надеясь, что если ему понравится сценарий, то он сможет замолвить за него слово одной из самых больших шишек Universal — Сиду Шейнбергу, который некогда «открыл» самого Спилберга. Спилберг согласился помочь и дал скрипт Штейнбергу — но после прочтения тот прямо ответил, что он ему не нравится, так как, по его мнению, действие новой «Мумии» должно разворачиваться в начале XX века, а не в современности. Таким образом, попытка Данте провалилась, и он стал вторым режиссером, выбывшим из проекта.
Все знают, что Джордж Ромеро отец современного зомби-жанра. Но в 1990-е он на некоторое время отошел от зомби-тематики и имел возможность снять фильм про немного другой вид воскресших мертвых… Но обо всем по порядку.
Первоначально Ромеро подписался под проект лишь в качестве сценариста, но с возможностью последующей режиссуры фильма. Начал он с основательной переделки предыдущего сценария, который в его интерпретации стал менее романтичным, зато более кровавым и близким к хоррору.
Итак, согласно видению Ромеро, Имхотеп был египетским генералом, который влюбился в верховную жрицу культа Исиды Анксунамун. Когда фараон узнал об этой связи, он сослал Имхотепа в пустыню, обрекая его на верную смерть. Но Импхотем не захотел умирать и заключил сделку с богом Сетом — в обмен на дарованную ему жизнь и силы, тот должен был доказать свою преданность, убив Анксунамун. Однако стража помешала Имхотепу провести ритуал до конца. Анксунамун выжила, а Имхотепа замуровали в гробнице, после чего все, кто участвовал в захоронении, были убиты жрецами, желавшими сохранить место его погребения в тайне.
Наши дни. Дочь прославленного археолога Хелен Гровер отправляется в Египет, чтобы завершить дело своего отца и продолжить раскопки в месте под названием Абидос. Там она и находит гробницу, где покоится саркофаг с Имхотепом.
Спонсор экспедиции, Элеонор Клейборн, настаивает на том, чтобы саркофаг с мумией был открыт в США. Находки перевозят в Америку, но часть из них пропадает. Хелен просит своего бывшего жениха, археолога-детектива Майка Рашински найти пропавшие предметы.
Тем временем на торжественной церемонии саркофаг вскрывают, после чего мумию Имхотепа доставляют на сканирование в больницу. Там Имхотеп восстает из мертвых и начинает убивать людей, постепенно восстанавливая свои силы. Вернувшись в музей, он оживляет мумию своего телохранителя Кариса, которому поручает поиск пропавших артефактов, которые нужны ему, чтобы довести ритуал трехтысячелетней давности до конца. Артефакты находятся на руках у нескольких нечистоплотных участников экспедиции, и Карис поодиночке выслеживает их и весьма жестоко убивает.
Имхотеп, принявший человеческое обличье, встречает Хелен, в которой узнает реинкарнацию Анксунамун — и они начинают проводить время вместе. Майк, который идет по следу из трупов, понимает, что дело плохо и пытается предупредить Хелен об опасности, однако она уже начала вспоминать события 3000-летней давности и совсем запуталась.
Майк решает, что самое время вызвать полицию. Доблестные стражи порядка пытаются арестовать Имхотепа, но, разумеется, ни к чему хорошему это не приводит. Он с легкостью уходит от полиции и приводит Хелен в музей, где, наконец, собирается закончить ритуал из вступительной сцены. Тут же следует и основной твист версии Ромеро: оказывается, Имхотеп вовсе не собирается убивать Хелен, воскрешать Анксунамун или захватывать весь мир. Ему ненавистно то, в кого он превратился, и он молит Хелен о том, чтобы она в ходе ритуала убила его, прекратив муки вечной жизни.
Но бог Сет не собирается наблюдать за тем, как Имхотеп нарушает условия сделки — он берет под контроль мумию Кариса, которая теперь начинает охоту за Хелен. В финале Имхотепу и прибывшему Майку приходится объединить силы, чтобы остановить мумию, которая входит в режим Терминатора и крушит музей, уничтожая целый отряд полицейских. Наконец, Хелен вонзает клинок в сердце Имхотепа и обрывает его муки. История 3000-летней любви завершена.
Поскольку версия Ромеро частично базируется на сценарии Сэйлса и Ормсби, любовный треугольник в ней всё еще занимает достаточно важное место. Но Ромеро добавил в эту историю большую долю саспенса и крови. Отрубленные львиные головы, выдавливание глаз, сжигание и даже оскопление — всего этого в его работе навалом.
В принципе, как небольшая хоррор-история, разворачивающаяся в современном мире, — такая «Мумия» вполне могла быть достаточно успешной. Хотя, конечно, нельзя не отметить, что как персонаж, который по умолчанию считается злодеем, но в финале оказывается трагическим героем, Имхотеп явно заслужил куда большей проработки, чем позволил ему Ромеро.
Эта версия укладывалась в отпущенный бюджет, и Ромеро твердо нацелился снимать фильм. Однако в этот раз студию не устроила общая мрачность и жестокость сценария. Скрипт нужно было переписать, чтобы уменьшить количество насилия, и как раз в этот момент перед Ромеро встала новая проблема.
Дело в том, что параллельно с «Мумией» Ромеро некоторое время работал над проектом под названием «Before I Wake«. У него был заключен соответствующий контракт с MGM, однако производство фильма застопорилось, и Ромеро был абсолютно уверен, что его уже не будут снимать. Но за двенадцать дней до истечения контракта MGM официально уведомило его, что съемки фильма в любом случае состоятся, и Ромеро пришлось отказаться от дальнейшей работы над «Мумией», чтобы не нарушать контрактные обязательства. Ирония заключается в том, что «Before I Wake» в итоге так и не был запущен в производство — так что один не снятый фильм в итоге утянул за собой другой.
Некоторое время наработками Ромеро занимался Мик Гаррис, который пару раз переписал сценарий. Кроме того, продюсеры попытались уговорить Уэса Крэйвена взять бразды проекта в свои руки — но тот отказался в пользу «Крика».
В итоге «Мумию» от попадания в производственный ад спас Стивен Соммерс, который чуть ли не с детства мечтал снять свою версию фильма 1932 года. Соммерс предложил тритмент для масштабного летнего блокбастера в духе Индианы Джонса. Для этого он выбрал удачный момент — на студии как раз поменялось руководство, и новые лица решили дать Соммерсу полный карт-бланш. В результате, фильм, который еще недавно не мог сдвинуться с места из-за невозможности вписаться в пятнадцатимиллионную смету, получил огромный бюджет в восемьдесят миллионов долларов.
И эти деньги были потрачены не зря. Фильм Соммерса, конечно, не мог порадовать особыми сюжетными изысками — зато он получился весьма бодрым, практически без провисаний и развлекающим зрителя на полную катушку. А что еще нужно от блокбастера? Только продолжения — а они были, также как и спин-офф, и его два direct-to-video сиквела.
Но, как известно, всё хорошее когда-нибудь заканчивается, и любая киносерия имеет свой предел прочности. Воссозданная Соммерсом франшиза нащупала этот предел в 2008 году, когда на экраны вышла куда менее успешная, чем ожидалось, «Мумия: Гробница императора драконов».
В этот раз студии Universal хватило всего четыре года, чтобы объявить о планах по очередному перезапуску «Мумии*». Правда, пока не слишком успешном, ибо за истекшие два года, проект уже сменил несколько режиссеров, и до сих пор непонятно, есть ли у продюсеров устраивающий их сценарий. Но, если вспомнить, что на предыдущий перезапуск потребовалось почти десять лет, это кажется сущими мелочами.
Пожалуй, было бы весьма символично, если бы в этот раз ситуация тоже развернулась на 180 градусов, и вместо огромного блокбастера, в итоге мы бы получили более камерный и мрачный фильм. Правда, судя по последним новостям, продюсеры, которые изначально намекали на что-то подобное, поменяли свое мнение и решили снова делать большой фильм для всей семьи. Впрочем, не будем забегать вперед: кто знает, какие еще перипетии переживет проект, прежде чем дойдет до больших экранов?
Вот жаль, что Баркер не добрался до «Мумии» со своим специфическим видом фильма или даже всего жанра в целом 🙂 Да и вообще жаль, что он мало снимает лент.