Эксклюзивный отзыв на фантастическую хоррор — дилогию «Зума – змеиный бог» (Zuma, Филиппины, 1985) и «Сын Зумы» (Anak ni Zuma, Филиппины, 1987) только для сайта КЛУБ-КРИК.
Дилогия о змеечеловеке Зуме и его отпрысках – это еще одна экранизация филиппинских комиксов, которые в мире известны куда меньше, нежели американские рисованные истории или японские манга, но на родных островах пользуются неизменной популярностью. Сериал про супергероиню Дарну, например, экранизировался с 50-х годов прошлого века и экранизируется до сих пор, успешно перекочевав на экраны телевизоров.
Суперзлодей Зума таким богатым послужным списком похвастаться не может (на то он и злодей!), но с прошлого года тоже активно осваивает пространство телесериала. Благо, что в том формате о бесконечных приключениях злыдня можно рассказывать с чувством, толком и расстановкой, а не пытаться запихнуть сразу несколько историй в один полнометражный фильм, как это произошло с первой картиной о древнем змеебоге, превратившейся по сути в альманах кинорассказов о похождениях вылезшего из саркофага бессмертного чуда-юда. Вторая лента, появившаяся пару лет спустя, получилась более цельной, но отчего-то особого энтузиазма у зрителей не вызвала, и Зуму похоронили в его пирамиде на четверть столетия.
Начиналась же история, придуманная популярным на Филиппинах автором комиксов Джимом Фернандесом, со вполне стандартного хоррора. Горные инженеры взрывали себе породу, взрывали – ну, и довзрывались. Нашли древнюю пирамиду, вполне себе ацтекскую по виду. Оттуда вылезло зеленое чудовище (кто сказал, Халк?) с шарфиком в виде двухголовой змеи, и принялось кушать сердца девственниц. Другую пищу нежный желудок, видите ли, не принимал. Победить чудовище взялся некий сеньор Филипп, случайно оное из гробницы и выпустивший. Уговорив свою невинную невесту донью Исабель послужить приманкой, он с помощью военных пленяет обжору и отправляет его туда, откуда тот пришел. То есть в гробницу…
Думаете – это злобный спойлер целого фильма? Черта с два! Все эти события, которых иным авторам хватило бы на целый сериал, уместились в несколько минут – вроде краткого синопсиса предыдущих серий. Но и дальше картина особыми подробностями не обрастает, продолжая развиваться в полном соответствии с рисованной условностью комиксов. Оставленное Зумой семя прыгает по полу медицинского учреждения, заставляя вспоминать о зародышах Чужих. Помещенное в бронированный сейф, оно вполне успешно развивается в очаровательного младенца с таким же, как у папы шарфиком.
Папаша вылезает из гробницы, освобождает отпрыска… И начинается собственно то, что и составляет основное содержание истории, придуманной сеньором Фернандесом – перманентная борьба супергероя с суперзлодеем. Поскольку дочка Зумы оказалась существом добрым и незлобивым, и только папаша отчего-то вызывает в ней неконтролируемую ярость.
Обо всех перипетиях сражений Зумы и Галемы рассказывать бессмысленно. Даже за четыре часа двух полнометражных фильмов их набирается изрядно. А что уж там напридумывали в наше время телевизионщики – одним змеиным богам, наверное, известно. Гораздо интереснее другое: сами фигуры главных антагонистов, которые – плоть от плоти легенд народов Юго-Восточной Азии, в мифологии которых змеи, змеебоги и змеелюди встречаются сплошь и рядом, и далеко не всегда являются носителями злого начала. В отличие, например, от Европы. В греческих мифах змееволосая Медуза Горгона — абсолютное Зло, тогда как в кхмерских сказаниях девушка с волосами-змеями – суть красота и невинность (этот сказочный образ был не раз воплощен в камбоджийских фильмах).
Но филиппинцы – в своем большинстве христиане, и филиппинская массовая культура по сути своей глубоко религиозна. Возвращаясь к одной из самых популярных героинь местных комиксов Дарне, не надо забывать, что сверхсилу ей дает не кто иной, как сам Господь. Галема же обретает способность противостоять зову крови и искушению мировым господством, которое предлагает ей Зума (вот он Змей-Искуситель!), благодаря принятому крещению. И теперь ее сила обращена исключительно к Добру. Или, точнее сказать, в сопротивлении Злу. Поскольку со злодеями она не церемонится, без особых, например, сомнений отправляя к праотцам банду насильников.
Другое дело сын Зумы Дино, вышедший на авансцену во втором фильме. Он, в принципе, не зол и не добр, поскольку является больше зверем, чем человеком, в отличие от своего отца. Он способен проявлять какие-то чувства, но скорее инстинктивно, нежели разумно, а потому и обречен в борьбе со своей сестрой. Та же по-христиански любит своего чудовищного брата (он ведь невинен по сути!), но должна устранить угрозу людям, которую тот несет, являясь слепым орудием своего отца. Вот тот-то как раз прекрасно осознает разницу между Добром и Злом, и выбирает второе из вполне себе идейных соображений. Но сила его дочери, дарованная Богом, куда больше его собственной, а потому Зума и вынужден создавать себе креатуры, подобные Дино.
Глубокая религиозность и христианская мораль, свойственная многим филиппинским комиксам, остаются главной движущей силой истории Зумы и Галемы. Если про это не забывать, то приключения девушки со змеями на шее покажутся уже не столь наивными, а ее бесконечный поединок с Дьяволом-Зумой приобретает характер притчи, которую так удобно приводить в пример на проповеди. Обратная сторона поучительности и назидательности этих фильмов – ходульность персонажей и предсказуемость действия. Впрочем, подобные претензии можно предъявить многим экранизациям рисованных историй. Что же до дилогии «Зума» / «Сын Зумы», то она, как и франшиза о приключениях Дарны, является отличным иллюстративным примером того, что сентенция Киплинга о том, что Западу и Востоку «вместе не сойтись», верна, бывает не всегда.
Спасибо! Было интересно почитать.