Мими — молодая и амбициозная гонщица, мечтой всей жизни которой является победа на очередном этапе гоночного турнира. Получив необычайную возможность обладать новым автомобилем знаменитой компании «Ферат», Мими и ее неплатонический друг Марек, успешно ведущий собственную практику доктор, вскоре понимают, что с новой машиной творится что-то весьма и весьма странное.
Личность режиссера
Чешский или, если быть точнее, чехословацкий режиссер, актер и сценарист Юрай Герц громко заявил о себе в кинематографе лишь в преддверии «пражской весны», давшей огромный творческий толчок всей чехословацкой интеллигенции и возможность ей вдохнуть дух свободы и очиститься от царящей под властью коммунистических бонз заидеологизированности. Наравне с Яном Шванкмайером и Юраем Якубиско, выпустившими свои первые пробные короткометражки в начале и середине 60-х годов, Герц сильно повлиял на дальнейшие течения чешского и венгерского кино, повлияв на художественные изыскания Дьордя Палфи и Михаэлы Павлатовой.
Первая полноценная авторская работа Герца, фильм «Сжигатель трупов» 1968 года, раскрыла в режиссере талант изощренного визуализатора, склонного к откровенной и блистательной в своей язвительности сатире. Обращался он и к переложениям ряда чешских сказок уже в постпражский период творчества, демонстрируя эскапизм и некоторый конформизм во избежание изгнания из столь обожаемой им Чехии. В 1982 году Юрай Герц выпустил один из самых своих интересных фильмов, сатирико-фантастический хоррор «Упырь от Ферата», предвосхитивший отчасти сюрреалистические изыскания Синьи Цукамото в конце 80-х годов, касающиеся очеловечивания мертвых по сути механизмов.
Автомобиль как роскошь, а не средство передвижения
70-80-е годы 20 века на территории Советского Союза характеризуемы застоем как экономическим, так и внутриполитическим. ЧССР в те годы жилось куда лучше, нежели РСФСР, УССР и БССР, многие жители советских городов за МКАДом мечтали о том уровне жизни, бытовавшем в Чехословакии. Однако великое множество чехов и словаков купить собственный автомобиль не могли ввиду нехватки средств или могли, но с большим трудом. В картине «Упырь от Ферата» 1982 года нашло свое отображение стремление большинства обычных чехословаков к сытой, и по сути капиталистической жизни. Впрочем, для героев фильма их мечта оборачивается против них и приобретенная машина оказывается Дракулой на колесах, высасывая жизнь из ее хозяев. Чем не отражение сути капитализма с его стремлением нажиться на своих работниках? Весьма прямолинейно, но Юрай Герц не забывает насыщать картину юмором и сюрреалистическими вставками, не скатываясь до формата агитки, коей, впрочем, данный фильм не назовешь ни в коей мере.
Автомобиль как отображение социальных, сексуальных и прочих фрейдистских комплексов
Покупка и владение автомобилем для дотоле не имевшего ничего подобного человека, естественно, вызывает огромный стресс и вытягивает из глубин подсознания различные страхи и комплексы. В «Упыре от Ферата» новенькая машина пробуждает в герое Иржи Менцеля массу дремавших страхов и комплексов. Машина как предвестник грядущих перемен в жизни, машина как отображение собственного бессилия и давящего желания, машина, становящаяся копией своего хозяина и по сути неотделимая от его бытия. В цепочке возникающих в ленте странных, сюрреалистично-гротескных видений перед зрителями предстает не просто автомобиль, а инфернальное Нечто, вбирающее в себя душу своих владельцев.
Итак, «Упырь от Ферата» — необычный, ломающий жанровые стереотипы чехословацкий хоррор от выдающегося режиссера Юрая Герца, не вполне известный в зрительских кругах. Всем киноманам и поклонникам нестандартных фильмов ужасов данный фильм к просмотру обязателен.
Страница фильма «Упырь от Ферата» в КЛУБ-КРИКе
Добавить комментарий