В 2006 году начинающий режиссер Майк Фленеган снял получасовую короткометражку с амбициозным названием «Окулус: Глава 3 – Человек, у которого был план». Истории неизвестно, были ли реализованы Главы 1 и 2 – важно то, что эта короткометражка понравилась зрителям и получила множество призов на жанровых фестивалях, включая награду фестиваля «Шокерфест» 2006 года. Фильм был сделан в модной нынче манере «мокьюментари» и рассказывал об исследователе, установившем камеры наблюдения вокруг мистического артефакта – проклятого зеркала. Объективы камер (тот самый «окулус» — он же окуляр камеры) беспристрастно наблюдали, как герой постепенно теряет связь с реальностью, в комнате начинает твориться чертовщина, и заканчивается все очень плохо.
На то, чтобы превратить эту историю в полный метр, режиссеру потребовалось 8 лет, и сейчас вы можете лицезреть на экране результаты его работы. Как и в случае с превращением «Мамы» из короткой пугалки в полнометражный фильм, «Окулус» сохранил базовые элементы сюжета (форма зеркала осталась той же), но значительно расширил круг действующих лиц, а главное – отказался от стиля «псевдодокументалки», уже порядком всем поднадоевшего. Вместо ученого камеры у зеркала теперь выставляет очаровательная 23-летняя героиня Кэйли (Карен Гиллан из сериала «Доктор Кто»). Вместе с ней за экспериментом скептически наблюдает ее младший брат Тим (Брентон Туэйтес, которого скоро можно будет увидеть в роли принца в сказочной «Малефисенте»). Расширились и временнЫе рамки истории – по сюжету, 11 лет назад проклятое зеркало привело к трагедии в их семье. Вот только брат и сестра помнят прошлое по-разному: Тим прошел лечение в психлечебнице, и уверен, что в трагедии виноват их свихнувшийся отец, а Кэйли считает, что во всем виновато зеркало. Ах да, разбить зеркало нельзя. Почему? Смотрите фильм.
Несмотря на тему «заколдованных зеркал», «Окулус» больше напоминает не дилогию «Зеркала», а скорее «1408» или «Астрал» — тут и столкновение скептиков и уверовавших, и попытка «измерить» дьявольские артефакты с помощью науки, а главное – атмосфера медленно надвигающегося безумия. Поначалу эксперимент проходит буднично и даже скучновато, потом в доме начинают вянуть растения, у героев эксперимента появляются ложные воспоминания. Такой подход по-своему интересен – ведь вместо того, чтобы заставить предметы кружиться по комнате, коварное зеркало «делает» свои черные дела руками своих «подопытных кроликов», которые, сами того не замечая, совершают странные поступки (вроде сдвигание камер и замены яблок на лампочки накаливания). Добавляется и щепотка интриги – а действительно ли дело в нехорошем зеркале, или всё можно было объяснить логически – любовницу отца, его помешательство, самовнушение Кэйли, промывание мозгов в клинике Тима… И, наконец, главный плюс – примерно с середины фильма история начинает развиваться сразу в двух измерениях – в прошлом (зеркало сводит с ума отца семейства, который хочет убить жену и маленьких Кэйли и Тима) и в настоящем (Кэйли и Тим пытаются уничтожить зеркало в том же доме, где произошла трагедия). Сценарий и манера съемки создают увлекательный пазл-обманку, когда сцены из прошлого и будущего переплетаются, герои внезапно меняют возраст, обстановка в доме всё время «плавает» во времени. При этом каждая отдельная история развивается по всем законам жанра – с завязкой, кульминацией и жестокой развязкой.
За такой пространственно-временной кульбит режиссера стоит только похвалить. А поругать его можно, пожалуй, за относительную «бескровность» фильма – при взрослом рейтинге «R» он мог себе позволить довольно жесткие сцены (помните историю с челюстью из «Зеркал»?), но обошелся пугалками в стиле «сижу в темном шкафу и боюсь». Да, в фильме есть пара кровавых шокирующих сцен, но это совсем немного – и одна из таких сцен целиком вошла в трейлер фильма. Так что любители «кровищи» уйдут из кино разочарованными.
Также слабовата игра молодого Туэйтеса. Ему досталась сложная роль молодого человека, внутри которого борется рационализм и желание поверить в невозможное. Но весь фильм он выглядит, как манекенщик на подиуме, словно красуясь перед камерой, вместо того, чтобы изображать отчаяние и страх. В противовес, хорошо играют дети. Особенно стоит отметить игру Кэти Сакхоф («Хэллоуин: Воскрешение», «Белый шум 2», «Риддик») – она играет мать семейства, которой приходится бороться и с безумием мужа, и с разрушительным колдовством зеркала, да еще и защитить своих детей.
Так что «Окулус» способен и разочаровать, и порадовать вас – в зависимости от личных предпочтений. И на всякий случай, проверьте, не завял ли у вас фикус возле зеркала? 🙂
Страница фильма «Окулус» в КЛУБ-КРИКе
Также читайте в клубе:
По ходу у Майка Фленегана действительно талант снимать хорроры: «Окулус» я пока не смотрел, но видел его предыдущий полнометражный фильм «Отсутствие», который при копеечном бюджете является вполне хорошей хоррор-драмой, достойной внимания любителей незаурядного кино. Напомню, что в свое время писал на «Отсутствие» рецензию, вот она:
Сгинувшие во тьме…
«Окулус» неплохо окупился, так что теперь Фленегану доверят снимать «Игру Джеральда» по Стивену Кингу. Кто читал, тот помнит, что это довольно клаустрофобная история про пару, которая решила заняться сексом в наручниках в домике на отшибе, и закончилось это очень плохо…
Посмотрел «Окулус», хороший мистический триллер, и лично меня не смутило в нем отсутствие визуальной жестокости в весомых количествах. Наоборот понравился режиссерский подход в контексте рассказанной истории — максимум саспенса при минимуме спецэффектов.