В 70-е годы параноидальную роль фокусника чревовещателя очень хотел исполнить Роберт Де Ниро. К этому времени он уже сыграл в «Таксисте» и получил Оскара за «Крёстного отца», поэтому легко инициировал студию для покупки прав на экранизацию романа Уильяма Голдмена «Магия». Именно Де Ниро выбрал в режиссёры Романа Поланского с которым они уже начали репетировать. Однако, обвинение в совращении несовершеннолетней вынудило Поланского бежать из штатов, после чего Де Ниро потерял интерес к проекту и принял предложение Майкла Чимино сыграть в «Охотнике на оленей». В срочном порядке в режиссёрское кресло усадили Ричарда Аттенборо, а главную роль отдали никому не известному британцу Энтони Хопкинсу.
Странным образом, яркое исполнение Хопкинса, показывающего «зловещий» мастер класс за 13 лет до «Молчания ягнят» осталось незамеченным, как собственно и сам фильм. Но в этом камерном триллере есть на что посмотреть. Завораживающая атмосфера безысходности и нагнетание страха удачно соседствуют с чёрным юмором. Полански с Де Ниро, наверняка, сделали бы маниакальный интригующий хоррор, но Аттенборо с Хопкинсом ориентированные на традиции классического театра создали драму с трагедийным уклоном, в которой элемент саспенса не является самоцелью.
Шизофреник Корки — не хичкоковский Норман Бэйтс. Персонификация второго «Я» в театральной кукле служит для него не сокрытием необузданной жестокости, а попыткой реализовать элементарные человеческие желания. Внутренний мир героя имеет два чётких символа: кукла Фэтс и фигурка из дерева в форме сердца, вырезанная им в юношестве для любимой девушки. С куклой связана свобода духа и воли героя. Только его устами он говорит то, что хочет сказать. Только его репликами он озвучивает свои самые смелые и циничные мысли. Фэтс делает Корки звездой сцены. Есть ещё деревянное сердце — несостоявшейся подарок для любимой, сохраняющий в герое доброту и слабость. Драматургический конфликт приведёт к неизбежному выбору, который герою предстоит сделать ценой существенных потерь.
Раздвоение личности Корки не носит банального деление на тёмную и светлую стороны. Сила характера персонажа в его абсолютной положительности и сентиментальности. Ему сопереживаешь. Жестокие деяния, конечно, свершаются советами и, фактически, руками Фэтса, но инспирированы они той самой «человеческой» ипостасью героя, деревянным сердцем, если угодно. Режиссёр внятно доносит мысль о цельности «тёмного» и «светлого» в человеке, о равной ответственности и взаимосвязи мотиваций и поступков. Последние фразы, сказанные голосом Фэтса, при всей ожидаемости, содержат впечатляющий смысл для драмы Аттенборо, который был бы неуместен в «чистом» триллере.
Вдохновенное исполнение Хопкинса настоятельно рекомендует смотреть фильм с оригинальным звуком и субтитрами. Качественные внутренние диалоги перемежающие в голосе актёра грамотную патетичную речь Корки с разговорным поясниченьем Фэтса неизбежно будут сведены в озвучке к единому по интонации звуковому ряду.
9 из 10
Смотрел этот фильм подростком и очень многое забылось, но помню, что очень понравился.
При чтении отзыва возникла мысленная аллюзия на повесть «Доктора Джекилл и мистер Хайд» Стивенсона. Интересно, черпал ли режиссер крупицы вдохновения оттуда?
И как-то непривычно видеть на скринах относительно молодого Энтони Хопкинса, особенно после вчерашнего просмотра в кинотеатре «Ноя», где Хопкинс уже очень стар…