


|
||||
|
Ловец снов: История киноадаптации «Сэндмена»В 1987 году, молодой и успевший себя зарекомендовать автор по имени Нил Гейман получил предложение от компании DC Comics заняться возрождением серии комиксов “Сэндмен” (“The Sandman”), публиковавшейся в 1974—1976 годов. Он получил полную свободу действий: единственным обязательным условием было использовать имя персонажа, все остальное отдавалось на волю яркой фантазии Геймана. И вот, в декабре следующего года в печать был отправлен первый выпуск совершенно нового “Сэндмена”. Глава первая: Повесть о двух сценаристах
Трудно сказать, какую роль в этом сыграли усилия Геймана, но первыми сценаристами проекта в итоге стали заядлые фанаты комикса Тед Элиотт и Терри Россио. Они давно мечтали заняться адаптацией “Сэндмена”, и даже как-то сказали своему агенту, что если кто-либо когда-нибудь проявит заинтересованность в его экранизации, то они всегда будут готовы взяться за работу. И вот, это “когда-нибудь” наступило в 1996 году. Элиотт и Россио встретились с продюсером Лоренцо Ди Бонавентурой – тому пришелся по душе энтузиазм авторов, и в итоге он дал им заветную работу. ![]() За основу своего сценария, Элиот и Россио взяли два первых тома “Сэндмена”. “Прелюдии и Ноктюрны” повествовали о том, как в годы Первой мировой войны, Морфей был по ошибке захвачен магом Родериком Берджесом (тот рассчитывал пленить саму Смерть), провел в заключении свыше 70 лет, а после освобождения занялся восстановлением Царства снов и поиском украденных регалий своей власти – Сумы с сонным песком, Шлема и Рубина. “Кукольный домик” рассказывал историю Роуз Уокер – “воронки”, человека способного уничтожить мир сновидений. Также в этом томе впервые появлялся Коринфянин – сбежавший из Царства снов кошмар, у которого вместо глаз находятся две маленькие пасти. ![]() Из первого тома, Элиот и Россио взяли историю поиском Повелителем сновидений своих регалий и добавили в нее элементы из второго тома – Роуз Уокер, а также Коринфянина. ![]() Итак, в их версии сценария после своего бегства из плена, Морфей решал восстановить Царство снов и вернуть себе Суму, Шлем и Рубин. Чтобы найти Суму с сонным песком, он обращается за помощью к Роуз Уокер (в оригинале, невольным напарником Повелителя снов был Джон Константин), чья мать некогда была любовницей сына Родерика Берджеса и украла у него этот бесценный артефакт. ![]() Найдя Суму, наш герой отправляется в ад за своим Шлемом, который находится у демона по имени Хоронзон. Эта часть сценария очень точно повторяет соответствующий выпуск комикса, и целиком включает в себя эпизод с поэтическим поединком Морфея и Хоронзона. Единственное изменение – добавленная сцена, где Повелитель сновидений находит в аду Родерика Берджеса. ![]() После этого, Коринфянин, прихватив с собой Роуз Уокер, отправляется на организованный им “конвент серийных убийц” – один из самых забавных, но в то же время пугающих эпизодов комикса. Собрав вместе столько “мечтателей и коллекционеров”, Коринфянин планирует использовать их грезы, чтобы изменить наш мир. Стоит отметить, что первоначально Элиотт и Россио планировали включить в сценарий рассказ из выпуска “Сон тысячи кошек”, где мы узнавали, что некогда мир был устроен так, что в нем главенствовали кошки, а люди были их добычей. Но после того, как тысяча людей поверила в мечту о своем собственном мире, и уснув, грезила об этом, реальность полностью изменилась и кошки и люди поменялись местами. Эта история должна была объяснить суть плана Коринфянина – но студия наотрез зарубила эту идею, и сценаристом пришлось убрать этот эпизод. ![]() В финальной сцене, Морфей появляется во сне одного из друзей Роуз, художника Пола, который не хочет больше жить, и дарит ему вдохновение. Проснувшись, тот создает картину, на которой запечатлена Роуз. ![]() Зато с точки зрения любого представителя индустрии, эта работа была сомнительной. В ней не было экшн-сцен, стереотипных героев спасающих мир, рассказов о всепобеждающей силе любви, которой не страшна сама смерть и т.п.. Зато имелось достаточное количество весьма сложных визуальных образов, которые бы наверняка влетели студии в копеечку. ![]() Был бы такой фильм успешен? Как возможно сказал бы Гейман, в любом случае это был бы лишь ребенок-инвалид, но по крайней мере воспитанный любящими родителями. Он никогда не смог бы достичь тех высот, что его полноценные “сверстники” – но возможно смог бы выжать максимум из своих ограниченных возможностей. Что касается самого Геймана, то он в целом положительно отозвался об этой работе и усилиях сценаристов. ![]() Сами авторы так описывали то время: “Мы были счастливы. Мы в буквальном смысле работали над проектом мечты. Казалось, что все хотели, чтобы фильм был как можно ближе к комиксам. Мы были абсолютно уверены, что сможем передать настроение, чувства, эмоции и все великолепие работы Нила. А потом наступила тьма”. Глава вторая: И пришел паук
Тьмой был приход в проект Джона “любителя гигантских пауков ” Питерса – бывшего парикмахера Барбры Стрейзанд, сделавшего головокружительную карьеру продюсера, венцом которой был “Бэтмен” Тима Бертона. Питерс мало что понимал в комиксах, над экранизациями которых работал, зато он отлично разбирался в маркетинге и считал, что “Бэтмен” подарил ему универсальную формулу успеха, которой теперь можно смело следовать независимо от того, экранизируешь ты “Сэндмена”, “Супермена” или какое-то другое произведение. ![]() Питерс начал с ценного предложения о том, чтобы Сэндмена захватили в плен подростки на спиритическом сеансе. Сценаристы конечно попытались объяснить Питерсу суть комикса, но разумеется ничего не добились. Дальше стало хуже – под влиянием Питерса, студия отказалась выплачивать гонорар Элиотту и Россио, требуя, чтобы они полностью переделали работу. В результате, осознав отсутствие каких-либо перспектив, они покинули проект, и сейчас сравнивают Питерса не иначе как с “паразитом”, который вначале высосал из проекта все соки, а затем в конце концов и убил его. ![]() Вскоре, на сцене появился еще один фанат Сэндмена – Роджер Эвери. Узнав о намерении студии поставить фильм, давний соратник Квентина Тарантино предложил свою кандидатуру на должность режиссера и попросил выслать ему текущий сценарий. Студия отправила ему копию работы Элиотта и Россио с пометкой о том, что она “плохая и неэкранизируемая”. Эвери же по достоинству оценил сценарий, после чего он начал дорабатывать его под свое режиссерское видение, время от времени консультируясь с Элиоттом и Россио. К осени 1996 года, Эвери представил свой вариант скрипта, который сохранил базовую структуру работы предшественников, но уже был более голливудизированным. ![]() * Добавился самокритичный диалог о том, что в отсутствии Повелителя сновидений, творение под названием Голливуд заменило мир грез в умах и сердцах людей. ![]() Эвери потратил почти год, работая над сценарием, и продумывая будущий фильм, причем работал он за бесплатно, фактически из любви к комиксу. Но чем больше проходило времени, тем меньше энтузиазма у него оставалось. Во-первых, он хотел снимать сцены снов в стиле сюрреалистичной мультпликации Яна Шванкмайера, что категорически не устраивало продюсеров. Во-вторых, Питерс по сути хотел получить не экранизацию оригинального комикса, а что-то вроде нового “Бэтмена” – фильм, где Повелитель снов гонялся за Коринфянином по городу, они бы постоянно дрались, прыгали по крышами и т.п. ![]() Когда Эвери в очередной раз начал убеждать Питерса в том, что Морфей никогда не подымет кулаки и не начнет драться, тот просто спросил его “Так ты хочешь сделать этот фильм или нет”. Эвери ответил, что уже нет, и вскоре покинул проект. Глава третья: Конец грез
На смену Эвери пришел Уильям Фармер, который с самого начала был игрушкой в руках Питерса, послушно и беспрекословно выполнявшей все его указания. Результат у такого подхода был, прямо скажем, близкий к катастрофическому. ![]() В это же время, во время проведения ремонтных работ в особняке ее отца, рабочие случайно находят камеру, где содержался Сон и выпускают его. Освободившись, Морфей, Повелитель сновидений, один из Бесконечных, Князь историй… избивает рабочих, затем сам получает ранение, после чего отправляется для лечения в больницу. Там он разумеется пересекается с Роуз, а вскоре к ним присоединяется и “Ангел”. ![]() После того, как подробности нового сюжета попали в интернет (по словам человека, поделившегося с ним общественностью, сценарий передал ему во сне лично Гейман, компанию которому составил сам Морфей), на авторов обрушился такой вал критики, что в итоге студия была просто вынуждена приостановить проект. Что касается Нила Геймана, то он назвал сценарий Фармера не просто плохим, а худшим из всех, что он когда-либо читал. Эпилог, в котором все снова начинается
В конце концов, экранизацию “Сэндмена” постигла судьба “Возвращения Супермена”, которым кстати тоже занимался Джон Питерс – из-за проблем со сценарием и постоянным переносом съемок, студия заморозила проект. Долгие годы никто не вспоминал об проекте, пока наконец в прошлом году Дэвид Гойер не предоставил студии свой питч полнометражного фильма про “Сэндмена” и предложил Джозефа Гордон-Левитта не только на главную роль но и на режиссерский пост. Недавно был найден и сценарист, призванный превратить питч Гойера в полноценный скрипт – им стал Джек Торн. ![]() Если же говорить о фильме, то и сейчас любой сценарист столкнется со всеми теми же проблемами, что Россио, Элиотт и Эвери почти 20 лет назад. Как превратить сложную, неординарную, местами весьма мрачную историю, содержащую в себе массу нестандартных поворотов и сюрреалистичных локаций в голливудский блокбастер c рейтингом PG-13?Нил Гейман как-то сказал, что вместо того, чтобы в итоге получить плохой фильм, он предпочел бы, чтобы кино про “Сэндмена” вообще никогда не выходило. Конечно, хочется верить, что время гигантских пауков и Морфеев-каратистов уже прошло, и новые авторы куда более ответственно подойдут к материалу. Но тот же Гойер это не только “Блэйд” и ребут “Бэтмена”, но также и “Блэйд: троица”, “Ворон 2” и “Призрачный гонщик 2”. Да и недавний “Человек из стали” разделил фанатов на два четких лагеря, один из которых одобрил нового супермена, а другой выступил резко против некоторых сюжетных поворотов и особенностей трактовки образа героя. ![]() |
|||
|
Добавить комментарий