Стоит признать, что лучшим в «Пришествии дьявола» был вовсе не сам фильм, а его «вирусный» рекламный ролик о демоническом младенце, разъезжающем в коляске. Эх, если бы хоть кусочек этой «колясочной» прогулки попал в фильм! Но нет – в течение полутора часов (кажущихся вечностью) зрителю предстоит в который раз видеть всё ту же историю – молодожены отправляются в нехорошее место, девушка беременеет неизвестно от кого (хотя зрителю прекрасно известно), девушка вынашивает антихриста, у священника идет носом кровь, вокруг дома бродят сектанты в капюшонах. И всё это – под «восхитительно» дергающуюся «псевдодокументальную» камеру. Глотайте средства от укачивания – они вам пригодятся.
Даже трудно сказать, что именно в фильме вызывает такое раздражение. Масса штампов, калька с «Паранормального явления», «Одержимой» и прямые заимствования из «Омена» и «Ребенка Розмари»? Вроде бы недавнее «Паранормальное явление: Метка дьявола» было не лучше. Но в «Метке» был хотя бы элемент новизны за счет хулиганистых героев-латиносов. В «Пришествии дьявола» вы практически безошибочно можете предсказать, что случится в следующий момент. Более того, после череды пародийных лент на фильмы-мокьюментари (вроде «Очень страшного кино 5»), «Пришествие дьявола» начинает казаться «ремейком» фильма-пародии – и портретное сходство главного героя Зака Гилфорда с одним из ключевых актеров «Очень страшного кино» Саймоном Рексом только усиливает это ощущение.
Есть и еще одна причина для раздражения. Негласным правилом в ужастиках всегда являлось то, что герои, с которыми случается беда, прямо или косвенно «напросились» на неприятности – классический пример: Джейсон Вурхис, вырезающий молодежь, курящую травку и занимающуюся сексом. В «Пришествии дьявола» герои настолько «правильные» и «безгрешные», что аж противно становится. Так какое же «метасообщение» несет фильм? Не надо ехать в свадебное путешествие в Доминиканскую республику? Не меняйте врача-гинеколога на середине беременности? Если ваша жена вегетерианка ест мясо в супермаркете и убивает оленей, обратитесь к специалисту? При этом авторы успешно проморгали самую очевидную из возможностей – сыграть на фобиях, которые посещают каждую семью, впервые ждущую ребенка (вы бы доверяли гинекологу по имени Доктор Людка? 🙂 )
Оба режиссера фильма до сих пор отметились в жанре новеллой из альманаха «З/Л/О» про дьявольскую вечеринку в канун Хеллоуина. В результате лучшая из сцен «Пришествия дьявола» едва-едва дотягивает до уровня худшей из новелл «З/Л/А» — причем эта сцена не имеет прямого отношения сюжета в фильме (трое оболтусов шляются по лесу и встречают героиню, пожирающую оленя). Всё остальное – унылая компиляция из всех виденных вами ранее «дьявольских» фильмов и лент-мокьюментари. Только в отличие от «Заклятия», где штампы слились в единое мощное полотно, «Пришествие дьявола» бессмысленно, скучно и безжизненно. И если вы надеетесь, что хотя бы операторская манера съемки избавит вас от необходимости пялиться в камеры наблюдения, как в «Паранормальном явлении», вы ошибаетесь. В середине фильма придут угрюмые сектанты, повесят в доме шестнадцать камер (которые наши герои, конечно, не заметят), и вам придется в эти чертовы камеры смотреть всю вторую половину фильма.
Уж лучше еще раз посмотреть тот «вирусный» ролик. А то ему до пятидесяти миллионов просмотров чуть-чуть не хватает.
У меня уже реально стало вырабатываться зрительское правило — «Не доверяй новым мокьюментари!» 🙂
Только сейчас заметил забавный момент: героиня на постере пыталась знак евро на полу нарисовать? 🙂