Х/ф “Фантазм” вышел в прокат в 1979 году и собрал 12 миллионов долларов при бюджете в 300 тысяч. При создании сиквела, режиссер Дон Коскарелли столкнулся с рядом трудностей, большинство из которых было связано со студией. Продюсеры хотели ковать железо пока горячо, в то время как Коскарелли не собирался торопиться, пока не придумает устраивающую его историю.
Еще один спор возник по поводу исполнителя главной роли. Коскарелли хотел, чтобы его, как и в первом фильме играл Майкл Болдуин, в то время как студия настаивала на каком-то более известном актере и в конце концов продавила кандидатуру Джеймса ЛеГроса. В 1988 году сиквел наконец вышел в прокат, и, к немалому разочарованию продюсеров, выступил куда менее успешно, чем ожидалось. Из-за этого, триквел был выпушен в 1994 году сразу на видео. Но при этом, кассеты с фильмом расходились весьма хорошо, что показало, что у публики все же есть интерес к продолжению истории Майка, Реджи и Высокого человека.
Проблема заключалась в том, что продюсеры не горели желанием выделять деньги для фильма, предыдущая часть которого вышла сразу на видео. К сожалению, Коскарелли удалось найти лишь жалкие 625 000 долларов под проект, что раз было раз в 50 меньше необходимой суммы. Тогда он решил снять на них “Фантазм 4: Забвение”, который бы послужил прелюдией к истории Эвери и поднял бы интерес публики к франшизе.
Увы, но на этом история серии и завершилась – “Фантазм 4”, который снимали фактически на чистом энтузиазме, был выпущен на видео в 1998 году. Несмотря на многолетние поиски, Коскарелли так и не удалось найти инвесторов для нового фильма, и серия оборвалась так и не будучи завершенной. Все что осталось от неснятой пятой части – сценарий Эвери, который за время пре-продакшна вначале сменил название на “Фантазм 2013 н.э.”, а затем на “Конец Фантазма’.
Итак, согласно придуманному Эвери сюжету, в будущем в США вспыхнула эпидемия чумы, которую на Землю занес Высокий человек. Голова зараженного чумой постепенно раздувается в размерах, из-за чего человек вначале сходит с ума, а затем через некоторое время его голова буквально взрывается. Высокий человек использует трупы зараженных, чтобы делать из них карликов, которых затем отправляет в качестве рабов в свое измерение.
Власти отгородились от зараженных чумой территорий гигантской защитной стеной, и каким-то образом узнали о существовании Высокого человека и о том, откуда он прибыл.
Чтобы покончить с эпидемией, военные решают уничтожить пришельца. Как? Разумеется, с помощью специальной квантовой бомбы, которую нужно забросить через портал в измерение Высокого человека.
Это задание поручает группе элитных коммандос. Возглавляет ее любящий курить сигары полковник Хекелман, у которого на лице вытатуирован новый американский флаг (на котором осталось всего три звезды). Также в его отряде присутствуют такие характерные типажи, как солдат с револьверным гранатометом, индеец-следопыт, Джесси Вентура с миниганом ,чувак с пулеметом, бой-баба, снайпер и т.п. Отряд вооружается до зубов, берет бомбу и вылетает на вертолете в Солт Лэйк Сити к мавзолею мормонов, в глубинах катакомб которого и спрятан портал.
Параллельно с этой сюжетной линией, разворачивается история бывшего мороженщика Реджи — героя предыдущих четырех частей, который тоже собирается покончить с Высоким человеком и отомстить за своего погибшего друга Майка. Он экипируется своей фирменной четерехстволкой, покупает бронемашину и пару устрашающих револьверов-дробовиков, после чего тоже отправляется за стену, в Солт Лейк Сити.
Там наши герои сталкиваются. Первоначально, военные не собираются принимать помощь Реджи, но после того в ходе брутальной экшн-сцены на них нападает несколько сотен зараженных и количество вояк сокращается до всего трех человек, Хекелман передумывает.
Вместе, герои спускаются в катакомбы мавзолея, и в стиле компьютерных игр проходят уровень за уровнем, отстреливаясь от все увеличивающихся толп карликов, зараженных и летающих сфер.
В конце концов, в живых остаются только Реджи и Хекелман, который за это время успел заразиться чумой. Они проникают в параллельное измерение, где их берут в плен и доставляются в особняк Высокого человека, в одной из комнат которого герои видят высушенные останки персонажей из всех предыдущих частей фильма.
Но, бог из машины в виде ручной обезьянки Реджи спасает героев (это не шутка), после чего они устремляются внутрь особняка и проходят по зеркальному лабиринту, где искривляется само пространство и время (из-за этого герои пару раз сталкиваются со своими версиями из будущего). Наконец, они проникают в центр управления, где собственно говоря и “создаются” Высокие люди. Исходным материалом для этого служит огромная голова Высокого человека, которая покоится на основании, похожем на щупальца осьминога и нареченная «Tallmankind».
Реджи решает взорвать бомбу, но она не срабатывает (made in China?), после чего швыряет ее в “копиратор” из которого появляются новые Высокие люди. Из-за этого, параллельное измерение начинает коллапсировать, Хекелман и Реджи снова пробиваются через зеркальный лабиринт, в то время как за ними по пятам следует последний Высокий человек, и успевают вернуться в наше измерение.
Хекелман вроде бы излечивается от болезни и все как бы в порядке… Но разумеется никакого хэппи-энда на самом деле нет. В лучших традициях серии выясняется, что все на самом деле было не так – в действительности, Реджи застрял в зеркальном лабиринте, где его окружила сотня Высоких людей. В последнем кадре из зеркала позади него появляются руки и затаскивают героя внутрь бесконечности.
Признаться, идея превратить низкобюджетный хоррор в помесь “Хищника”, “Безумного Макса” и “Рассвета мертвецов” мне показалось достаточно странной. Конечно некоторые хоррор-франшизы в ходе своего развития тоже претерпевали весьма необычные жанровые изменения (взять хотя бы те же “Зловещие мертвецы”, или так и не снятый «Джиперск Криперс 3«), но данная трансформация пожалуй даже более радикальна.
Но с другой стороны — почему бы и нет? Я имею в виду, что конечно данный сценарий местами слишком глупый, местами слишком штампованный, да и отстрел бесконечных толп врагов под финал тоже начинает надоедать. Но при этом в нем есть достаточно большое количество запоминающихся эпизодов, которые я был бы не прочь увидеть на большом экране. К тому же, у сценария есть еще один весьма жирный бонус: персонаж Хекелмана писался Эвери специально под Брюса Кэмпбелла.
*“Don`t feel too bad. I`m gonna nominate that monkey for the Congressional Medal of Honor” (подбадривая Реджи, опечаленного героической гибелью обезьяны).
*“Linda, i`m afraid you`ve fallen SHORT of my expectation” (в эпизоде, где он сворачивает шею своей подчиненной (ее кстати зовут Линда) и которая превратилась в злобного карлика).
Так что, лично мне все же жаль, что этот проект так и не состоялся — уж я бы точно посмотрел фильм по сценарию Эвери. Может, “Фантазм” никогда и не пользовался такой же славой, как другие хоррор-франшизы 70-х – 80-х, но у него все же был свой потенциал, который так и не был раскрыт до конца и уже не будет. Разве что, кто-нибудь захочет перезапустить франшизу, сняв очередной ремейк. Хотя, вспоминая все свежие переделки классических хорроров и их среднестатистическое качество, я бы не стал особо на это надеяться.
Спасибо за материал. С большим интересом почитал. И, конечно, жаль, что фильм так и не состоялся.