Рецензия содержит спойлеры, но в данном случае это не страшно.
Секс и насилие – одни из главных стимуляторов интереса к игровому кино у массовой аудитории. Оба упомянутых явления постоянно проявляются в человеческой жизни и отражаются в мотивациях и непосредственных поступках самых разных людей. С одной стороны реальное насилие пугает нас, инстинкт самосохранения заставляет остерегаться любых действий, способных принести физический ущерб. А с другой стороны насилие привлекательно для многих в силу желания превосходства над другими, стремления сознательного или подсознательного самоутверждения в обществе, что достигается путем победы в конфликте. Будучи цивилизованными людьми в мирной жизни, абсолютная свобода в которой ограничена юридическими законами социума, мы не наносим непосредственного физического вреда друг другу, но любим смотреть на насилие в кино, мысленно отождествляя себя либо с сильными «хорошими» героями, наказывающими Зло, либо с негодяями, если истинная сущность конкретного зрителя скорее порочна, нежели праведна. Ну а что касается секса, то здесь все еще прозаичней и понятнее. Мы любим делать «это», нам нравится слушать об этом и смотреть на «это», и конечно же фантазировать, особенно глядя на героев фильмов, для которых в экранно-половой жизни нет реальных запретов и ограничений. Поэтому при всей парадоксальности умозаключения с позиции морали, картины о сексе и насилии полезны немалому количеству зрителей потому, что помогают достигнуть психологической разрядки, мысленно исполнить порочные желания, не перенося их в реальный мир. Но в то же самое время откровенный эксплотейшн может быть вреден для психически неустойчивых людей, особенно если в картине размыты моральные ориентиры, черное смешивается с белым, условно положительные герои творят такое же зло, как и негодяи, а рассказываемая история теряет смысл, превращаясь в исключительно извращенски-садистский балаган.
Все вышесказанное имеет прямое отношение к фильму «Я плюю на ваши могилы 2», отзыв на который можно было бы построить в форме сравнения с первой частью 2010 года или с оригинальной картиной «День женщины» конца 1970-х. Но подобный подход к рецензированию сиквела/ремейка будет слишком традиционным, поэтому о данном фильме Стивена Монро хочется поговорить независимо от первоисточников, рассматривая его как сугубо самостоятельное произведение, разобраться – для кого и как оно создано.
Откровенно говоря, «Я плюю на ваши могилы 2» снят ради живодерской вакханалии, в первую и единственную очередь, так как сюжетная интрига крайне примитивна, а цепочка событий настолько условна и аляповата, что об интересной истории говорить не приходится. Фактически с разбора сценария и стоит начать, чтобы оставив позади его несостоятельность, сконцентрироваться на анализе секса и насилия, как главных атрибутов эксплотейшна.
Сюжет ленты раскрывается в двух словах; надругательство и месть. А если чуть подробнее, то это рассказ о том, как симпатичная девушка Кэти приехала в Нью-Йорк для покорения модельного подиума, но вместо этого подверглась нападению изуверов, долгое время мучивших и насиловавших её. После того, как жертве чудом удалось спастись, она обрушила праведный гнев на своих истязателей, превратив возмездие в пиршество садизма и причинив злодеям еще больше адских мук, чем досталось ей самой. Но даже в такой простой схеме, которую можно было воплотить на экране без откровенной фальши, создатели умудрились нагородить кучу бредятины, начинающейся с волшебного перемещения мученицы из США в Восточную Европу. Пусть изверги – выходцы из Болгарии, но на кой черт было перевозить Кэти на Родину – так и остается за гранью понимания. В первый момент создавалось впечатление, что речь идет о преступном трафике, сексуальном рабстве, когда похищение человека связано с продажей за большие деньги. Но по факту оказывается, что «переброска» жертвы осуществлялась только для того, чтобы некоторое время садистски поглумиться над девушкой еще и в родном доме, а потом просто избавиться от нее, путем погребения под собственным жилищем. Правда прикол в том, что дом построен над канализационным тоннелем, благодаря которому Кэти и удается легко выбраться из могилы, просто обрушившейся в подземный ход (!). Даже если считать злодеев полнейшими дебилами, готовыми идти на страшный риск, вывозя похищенного человека из страны не ради корысти, а просто ради извращенного удовольствия, то все равно не укладывается в голове их тупая беспечность по заметанию следов и избавления от тела. Ну а живучесть, прыткость и феноменальная сообразительность Кэти – это вообще отдельная песня. Девушку зверски насиловали, пичкали наркотиками, содержали в антисанитарии, страшно избивали, не кормили, пытали током…и после чудесного освобождения ей не понадобилась никакая медицинская помощь, все раны зажили сами по себе, а мозг стал проявлять феноменальные способности. Чудодейственным образом оказалось, что Кэти великолепно ориентируется в незнакомом городе, после адского психологического и физического кошмара выглядит вновь как топ-модель, знает уединенные места, где можно долго пытать человека, криков которого никто не услышит, и никто туда случайно не забредет. Ну и ко всему прочему, без денег и чьей-то помощи мстительница раздобыла целый арсенал садистских приспособ, чтобы долго и продуктивно калечить тела своих обидчиков. И конечно же, после завершения зверской расправы, пролитых кровавых рек и оставленных изуродованных трупов, добрый полицейский войдет в положение и отпустит Кэти на все четыре стороны, ибо он согласен с тем, что преступников жертва должна карать самостоятельно, а все улики и покойников он возьмет под свою ответственность…В данном случае в отзыве ничуть не зазорно откровенно спойлерить, так как по сути сюжет здесь нужен только для того, чтобы условно пояснить – кто кого и за что. А посему переходим к главному: стоит ли смотреть это кино ради удовлетворения основных инстинктов?
Секс. Он такой же грязный, извращенный и мерзкий, как и вся картина. Кэти – привлекательная дама с классической модельной внешностью, но ее сексапильностью зритель сможет насладиться лишь недолго, причем в целомудренном контексте, до первой половой сцены и откровенной обнаженки. Эпизод начального изнасилования снят в реалистично-зверской манере, бытовушно-грубо, когда жертва верещит от ужаса, а преступник смакует процесс. Первая «голая» сцена сделана в самодельной камере пыток, когда отморозок мочится на обнаженную героиню, а дальше ее продолжают избивать и пичкать наркотой. Фактически в подобной картине не то, что эстетическая, а даже традиционно «возбуждающая» эротика отсутствует как таковая. Надо действительно быть человеком с психологически-половыми отклонениями от нормы, чтобы получить удовольствие от созерцания «обнаженки» в подобных эпизодах. Становится вообще не важно, соблазнительна ли героиня без одежды, так как мы видим терзаемую плоть, а не красивое женское тело. И секс в таком фильме предстает отвратным, запредельным, неестественным и даже с позиции низменных удовольствий антипорнографическим процессом, так как порно как раз направлено на достижения физического возбуждения. Посему эротика в данном эксплотейшене вызывает строго обратный эффект по сравнению со своим целевым предназначением.
Насилие. Переходит все вменяемые рамки, взрывает мозг и вызывает желание закрыть глаза в отдельных эпизодах, а также способствует рвотным позывам. Причем гадкие ощущения возникают в большей степени во второй половине картины, когда девушка мстит. Кэти демонстрирует патологическую садистскую изобретательность и начинаешь думать, что ее действия — не следствие «съезда с катушек» после перенесенных мучений, а истинная психопатическая натура девушки, вырвавшаяся наружу после шока. Кэти не просто причиняет боль, а стремиться продлить мучения злодеев как можно дольше и откровенно наслаждается этим. Просто избить или изрезать жертву уже не модно и не эффектно. Сейчас в тренде тошнотворные психология и физиология в теории и практике пыток, когда жертву нужно смешать с дерьмом в прямом и переносном смысле, сгноить ее, вырвать гениталии, истязать до полного безумия. А режиссеру нужно все это показать крупным планом, в мелких подробностях, самолично наслаждаясь, как постепенно сжимаются тиски, раздавливая яйца. И говоря откровенно, напрашивается вывод, что «Я плюю на ваши могилы 2» снята не для зрителей традиционного кино, а для фанатов снаффа, поклонников извращенного порно и смакователей натуралистичного насилия, причем, что важно, безо всякой смысловой нагрузки. Какой либо идеи, кроме однозначного прямолинейного возмездия, в фильме нет. Отсутствует социально-философская подоплека «Пилы», нет самобытно-культурной трактовки насилия, как в фильмах Ким Ки Дука и в работах других азиатских мастеров. Нет и банального стёба, когда экранные зверства – это гротескное зеркало реальности, свойственное фильмам Тарантино и его творческих последователей. В работе Стивена Монро нет ничего, кроме интеллектуально или художественно немотивированной жестокости, когда видеоряд – это просто грязный цирк для узкого круга ценителей откровенно садизма.
P.S. Послевкусие дикого бреда и ощущения тошнотворной гадости, пронесшейся перед глазами…Здесь речь не идет о вырождении жанра «хоррор» как такового на примере выхода на экраны подобной картины, а смысл в том, что такую ленту вообще сложно отнести к кинематографу, как к культурному явлению. «Пыточное порно» — отдельный аттракцион, сравнимый с лайт-версией снаффа, и это уже не искусство.
Приветствую обзор 2 части. Мне она была любопытна, но, пощёлкав по эпизодам, всякий интерес пропал к ней. И не зря, как оказалось.
Да, этот фильм ценен пожалуй только тем, что о нем можно написать аналитический отзыв, размышляя о природе секса и насилия в кино. А просто получить от него удовольствие, как от триллера, крайне сложно, да и пожалуй не стоит и пытаться…
Отлично написано! Такой разбор, думаю, подойдёт разом ко всем фильмам этого цикла, универсально объединив их главный стержень. Смотрел вариант 70-х с норвежским ремейком и везде одно и то же: ни ужаса, а отвращение, ни идеи, а сплошной прямолинейный примитив, тем более никакой эротики, а ещё одна грязь. Хотя оригинал ещё можно списать на режиссёрское желание чисто эпатировать публику «свободных» 70-х, но всё равно кроме определённой кино-провокации другой интересный аспект найти сложно.
Спасибо, Рома! По моему мнению даже в эксплотейшне должно быть рациональное зерно, просто потому что это — кино, типа «художественное произведение» 🙂 А здесь совсем пусто…Даже в любой серии «Пятницы 13-й» можно найти больше смысла, так как там есть очень прямолинейно поданные, но все же нравственные ценности — «добро побеждает зло»…
Я ни коим образом не хочу как-либо фильм защищать и по большей части со всем, что ты сказал, согласен, особенно в последних абзацах, но после прочтения складывается ощущение, что ты описываешь самое мерзостное кино, какое только можно было снять.)) На самом деле, я думаю, надо к этому относиться как-то проще, списывая все на старую истину о том, что у каждого свои вкусы, и необязательно те, кому этот фильм понравился — это люди, кайфующие от лицезрения жестокости у насилия. Я вообще сиквел не собирался смотреть, но меня замотивировала сестра, которой он как раз понравился больше, чем первая часть! Вон Артур Сумароков очень заманчиво пишет про всяких там “Подопытных свинок”, хотя для меня нонсенс, что такое эмм… кино вообще можно смотреть?!
Касаемо того, для чего ее перевезли в другую страну. Мое мнение, так было сделано только для того, чтобы попытаться еще больше усилить всю трагичность и безнадежность ситуации: где оказалась, не знает, чужой язык не понимает, понятия не имеет, куда идти за помощью. Ну на меня в какой-то степени это подействовало.
“Ну а живучесть, прыткость и феноменальная сообразительность Кэти – это вообще отдельная песня.” — а вот это спорное утверждение, ИМХО. Если рассуждать с такой точки зрения, то смысл тогда смотреть “Пилы”, “Техасские резни бензопилой”, “Кровавые жатвы”, “Границы” и подобные им картины, в которых героев мучают, режут, избивают, но они уже практически полумертвые из последних сил вгрызаются за свой шанс выжить! И, собственно, поэтому я все эти фильмы и люблю — в них раскрываются, какие скрытые резервы и способности человек может в себе открыть. Другой вопрос в том, что тут у создателей не было целей показать зрителю борьбу за выживание, однако же в наличии есть эпизоды, демонстрирующие, где девушка все это время обитала и как добывала еду. Я понимаю, что ее долго насиловали и избивали, но, видимо, тяжелых увечий организму ей не нанесли (хотя честно — не помню), в связи с чем помощь врачей не понадобилась, куда сильнее была психологическая травма, к тому же времени прошло прилично, чтобы реально восстановить силы. Вообще в мире ведь много случаев, когда люди чудесным образом сохраняли себе жизнь, буквально обманывая смерть. Я после прочтения твоих мыслей сейчас погуглил кое-какие истории, от некоторых прям мороз по коже прошел! Не буду давать конкретных ссылок, но вот, например, в 2012 в Швеции мужчина два месяца провел в собственном автомобиле, заваленным снегом, и этот самый снег ему приходилось есть для того, чтобы не умереть от обезвоживания! И это при том, что на улице стояли почти 30-градусные морозы! Человеческий организм — удивительная система, никогда точно не скажешь, каковы границы твоих возможностей….
P.s. теперь понятно, какое кино ты смотришь в Новый год 😀
«…На самом деле, я думаю, надо к этому относиться как-то проще, списывая все на старую истину о том, что у каждого свои вкусы, и необязательно те, кому этот фильм понравился — это люди, кайфующие от лицезрения жестокости у насилия…»
Да конечно, необязательно, Никита, к просмотру конкретного фильма нас могут побуждать разные причины. Вот тебя замотивировала сестра, я сел смотреть это кино как раз ради последующего написания мини-исследования в виде данной рецензии, чтобы даже просто понять для себя, что привлекает зрителей в подобных лентах и для кого они снимаются в принципе, вычленить целевую аудиторию, так сказать 🙂
«…Касаемо того, для чего ее перевезли в другую страну. Мое мнение, так было сделано только для того, чтобы попытаться еще больше усилить всю трагичность и безнадежность ситуации: где оказалась, не знает, чужой язык не понимает, понятия не имеет, куда идти за помощью. Ну на меня в какой-то степени это подействовало…»
Для чего это было сделано с художественно-драматургической точки зрения – понятно, как раз потому, о чем ты и говоришь. Другое дело, что подобное действие злодеев сильно противоречит их же собственной логики касаемо самосохранения и «заметания следов». Перевозя жертву в другую страну, они идут на какой-то дикий неоправданный риск. Да, это условность кино, но она коробит его «вменяемое» восприятие, имхо…
«…Если рассуждать с такой точки зрения, то смысл тогда смотреть “Пилы”, “Техасские резни бензопилой”, “Кровавые жатвы”, “Границы” и подобные им картины, в которых героев мучают, режут, избивают, но они уже практически полумертвые из последних сил вгрызаются за свой шанс выжить!…»
Конечно, выживаемость героев в кино, это всегда предмет спора на тему – «а может так быть или не может». Тут уже включается субъективное восприятие каждого конкретного зрителя. Я вот, например, в «Техасской резне» в выживаемость героини верю, и в «Кровавой жатве» верю, и в «Границе» — верю, а вот здесь в ее «отличное физическое состояние» — не верю, хоть убейте! 🙂 Но здесь также играет большую роль и восприятие фильма в целом; если кино нравится, то ты простишь ему множество ляпов, неувязок и глупостей, а если не нравится, то личный зрительский гнев и придирчивость будут иметь страшную силу! 🙂
«…P.s. теперь понятно, какое кино ты смотришь в Новый год…»
Да, Новый Год у меня начался с откровенной чернухи! 🙂
Вот я примерно так же этот фильм восприняла, я уже комментировала его в отзыве Артура.
Про перевозку девушки в Болгарию. Это не просто риск, это идиотизм. После 11 сентября можно в багаже вывезти человека и никто ничего не заметил? Возможно ли это? Может и да, но верится с большим трудом. Еще и потому что логики в поступке нет, а последствия несопоставимые с удовольствием от ошеломления девушки могут быть.
Сравнения с «Пилой» и другими фильмами мне кажутся не совсем корректными. Смещен важный акцент — инстинкт самосохранения я выживания — это основной инстинкт человека (а совсем не тот, про который Верховен фильм снял). В «Пиле» и других фильмах люди выжить, спасти пытались. И весь организм на это работал, как на единственную цель. Подсознание всегда будет защищать человека, отдавая команды сознанию и всей системе организма, использовать весь опыт и все резервы человека, чтобы выжить.
А тут девушка все силы на месть направляет. Это несколько другое. Причем значительное «несколько». Местью управляет сознание, которое владеет только 1/10 всех возможностей личности. О других 9/10 оно не знает и не подозревает. Потому и не использует. А вот выживание — это инстинкт, инстинкт мощный, определяющий. А инстинктами управляет подсознание, которое хранит информацию о человеке с самого рождения, о всех опасных моментах в жизни и о том, как на них реагировать, вот теми самыми 9/10 пользуется и управляет.
Но даже при всей силе жить, девушка как — то уж слишком быстро в норму вошла. Что — то вроде «отряхнулась и пошла». Не верю этому, особенно учитывая её тяжелый психологический шок, который в принципе действует парализующе, тормозяще. Тут даже на индивидуальные особенности строения психики скидку сделать сложно. Тут шок все «флажки» сбил и девушка так вызверилась, что её подлинная натура еще кровожаднее, чем у её маньяков — мучителей оказалась. А была такая вся белая и пушистая как бы…
Про «личный зрительский гнев» — классно сказано, я запомню.)) Помнится, и к первой части писали много претензий по отношению к тому, как героиня вся вымученная и полуживая смогла чудесным образом исцелиться? А мне наоборот такой прием даже понравился, казалось, что и правда как будто она с того света внезапно вернулась, чтобы вершить правосудие. Ну а в данном примере для меня ее «регенерация» не явилась столь раздражающим и необъяснимым фактором, как для тебя.
«…Ну а в данном примере для меня ее «регенерация» не явилась столь раздражающим и необъяснимым фактором, как для тебя…»
Ну вот опять же возвращаясь к вопросу об условностях кино; эту регенерацию можно было бы обыграть в сценарии чуть более правдоподобно. Например, после спасения героиня встретила бы не священника, а к примеру доктора, пусть какого-нибудь тоже опустившегося, лишенного врачебной практики, но тем не менее подпольно практикующего, который лечит бомжей, бродяг и т.д. и т.п. И именно такой бы бывший врач мог бы оказать помощь героини, а заодно проникнуться ее страшной историей и как раз помочь ей в свершении мести…
То есть режиссер мог бы быть более внимательным к деталям и общему правдоподобию истории, тогда бы фильм был бы более трагичным и эмоциональным, пусть и в рамках трэш-триллера, а не просто безумным садистским цирком…
Как по мне, фильм — просто унылый клон первой части. Изменили место, девушку, выкрутили побольше переключатель продолжительности пыток, выкрутили на максимум рычаг gore и violence. Не «Бойня Блюющих Куколок» конечно. Хотя, в ней смысла было больше, если подумать…
А в чем там смысл? Тот случай, когда хочется узнать, не смотря фильм…