Вчера, в интернете был опубликован *Черный список лучших неспродюсированных сценариев за 2013 год. Там есть много работ разных жанров, начиная от сценария про “тайну гибели Чайковского” и заканчивая целыми двумя скриптами повествующими о том, с какими муками Стивен Спилберг снимал х/ф “Челюсти” (кстати, было бы довольно круто, если бы их оба запустили в производство, и в следующем году мы бы увидели “битву Челюстей”).
Есть среди всего этого многообразия и сценарий с очень длинным названием “1969 а Space Odyssey: or How Kubrick Learned to Stop Worrying and Land on the Moon”. Кто-то может быть помнит, что в Черном списке 2011 года был эпичнейший скрипт “In the Event of Moon Disaster” (который обозревался в этом материале), проливающий свет на альтернативную версию высадки «Аполлона 11» на Луне и рассказывавший драматичнейшую историю простого советского парня Луки Тарасова, который спас американских астронавтов за что в финале получил пулю от KGB.
Как можно догадаться из названия, в этом сценарии речь тоже будет идти о высадке на Луне и заговоре – но уже с участием самого Стэнли Кубрика. Но удалось ли автору (некая Стефани Фолсом) превзойти ту работу двухлетней давности? Больше ли тут vodka и драмы? Появился ли у Луки Тарасова достойный конкурент? Давайте же узнаем.
Итак, 1969 год. Дела у американской космической программы обстоят не лучшим образом – техника регулярно подводит, денег не хватает даже для финансирования пресс-службы и вдобавок, камеры, предназначенные для съемки на поверхности Луны крайне ненадежны и постоянно ломаются, из-за чего руководители миссии боятся что никто не поверит, что астронавты действительно высадились на Луну.
С другой стороны железного занавеса, зловещий Михаил Суслов хочет развязать ядерную войну и уничтожить проклятых империалистов раз и навсегда. Как же он планирует это сделать? Все просто – высадить советских космонавтов Луне раньше американцев, на волне выигрыша в лунной гонке свергнуть Брежнева после чего, став у руля СССР, начать третью мировую войну. Чтобы не допустить этого, ЦРУ посылает в Москву двух супругов, которые как сказано “внедряются в дом Суслова под видом преподавателей” (да, агенты ЦРУ, они такие талантливые). Но разумеется, Михаила Андреевича так просто не проведешь – лжепреподавателей раскрывают, их хватает KGB, после чего их везут в лагерь… и вы не угадали, вовсе не в Сибирь. Оказывается, теперь советский лагерь для шпионов находится прямо на комодроме Байконур.
Там KGB начинает пытать супругов, пытаюсь заставить их предать свою американскую Родину. Дело в том, что один из них по совместительству важный инженер NASA (в ЦРУ он вероятно работал на полставки), и его знания помогут СССР улучшить свою ракету и обогнать буржуев в лунной гонке. От любящего заложить за воротник создателя советской лунной ракетой Н-1 Василия Мишина мы узнаем душераздирающие подробности о том, как работает советская наука образца 1969 года – оказывается, предыдущий руководитель советской лунной программы тоже был обитателем этого лагеря и умер от инфаркта из-за плохих бытовых условий.
А пока, мы возвращаемся в обитель свободы. Наша главная героиня, работающая в пресс-службе Белого дома, предлагает NASA подстраховаться на случай если астронавты не справятся и отснять на Земле всю процедуру высадки на Луне, чтобы весь мир поверил этому достижению. Но кто же сможет потянуть на себе такую работу? И вот, как-то покурив травы и посмотрев “Космическую одиссею 2001” (и это не шутка — последовательность действий именно такая), на нее снисходит озарение Конечно же, нужно нанять Стэнли Кубрика!
Кубрик, понятное дело оказывается человеком со странностями и профессиональной гордостью – но перед предложением получить в качестве вознаграждения объективы Zeiss f/0.7 которыми он сможет снимать сцены при свете свечей в своем планируемом фильме про Наполеона устоять не может даже он.
Начинаются изнуряющие репетиции и повторяющиеся дубли, которыми так славился Кубрик: Нил Армстронг чуть не погибает во время тренировки, Кубрик доводит всех до исступления своими закидонами, а затем вообще бросает съемки, в то время как ЦРУ следит за ним, считая коммунистическим шпионом.
В конце концов, после трогательной речи насчет важности космической программы, Кубрик возвращается и доснимает материал прямо в день старта Аполлона «11». Но ЦРУ, все еще считающее его советским агентом, арестовывает режиссера, не давая смонтировать записи. В то же время, Мишин посредством vodka склоняет пленного NASA`вца к сотрудничеству и тот начинает помогать Советам. В результате, и советская и американская ракета стартуют одновременно к Луне. Казалось бы, критический момент для западной цивилизации!
Но все в порядке. Героиня освобождает Кубрика и они спешат в NASA и… не успевают. Тем не менее, качество трансляции оказывается вполне приличным и весь мир видит высадку на Луну как она происходила на самом деле. Довольны всех, кроме двух человек. Первым является Кубрик, который не смог и никогда не сможет показать никому свое лучшее творение, которое теперь навеки будет храниться на секретном складе ЦРУ.
А второй, это Суслов. Выясняется, что ракета Н-1 была разводкой Брежнева, и на ней никогда не должно было быть экипажа. Недалекого Суслова арестовывают и наступает нappy end.
Насколько силен данный сценарий? Конечно, он уступает по художественной силе и драматическому воздействию “In the Event of Moon disaster”– тут меньше пьют, меньше оригинальных советских имен, астронавтов не затягивает в иллюминаторы, нет ни одного расстрела… Но тем не менее, в перспективе из этого тоже можно было бы сваять средней руки комедию. И если наличие хотя бы одного псевдоисторического сценария в год на тему высадки на Луне, где бы фигурировала программа Аполлон, KGB, водка и заговоры станет полноценной традицией, то думаю что ждать этого долгожданного фильма придется совсем недолго.
С другой стороны, мне кажется что было бы несправедливо сваливать эту исключительно важную задачу исключительно на Фабрику грез. Я имею в виду, что существует же столько историй про тайно погибших советских космонавтов. Или взять хотя бы “Фобос-грунт” – на основе его “подлинной истории” можно было бы сделать целый технотриллер в стиле фильмов про Борна и “Миссии невыполнима”. А из популярной байки про «первого человека в космосе» Виктора Ильюшина можно было бы сваять настоящую тюремную драму со слоганом “Он просто хотел вернуться домой”. Так что на месте российских авторов, я бы крепко задумался над тем, чтобы наконец дать достойный ответ Голливуду.
*P.S. или что такое Черный список. По роду своей деятельности, продюсерам, агентам, студийным чиновникам в течении года приходится читать множество различных сценариев и принимать решения по их дальнейшей судьбе. В декабре каждого года эта категория людей (суммарно где-то триста человек) выбирает десять наиболее понравившихся им работ, которые так и не были запущены в производство в прошедшем году. Это и называют “Черным списком”. Чтобы попасть туда, сценарий должен набрать как минимум шесть упоминаний. Составители списка постоянно подчеркивают, что эти сценарии никак не подходят под категорию лучших — это просто любимые работы продюсеров, по разным причинам пока так и не воплощенные на большом экране.
Добавить комментарий