В ожидании Кинопремии «КАПЛЯ 2013″, КЛУБ-КРИК начинает публикацию серии рецензий на фильмы, в создании которых приняли участие почетные гости грядущего мероприятия. Сегодня вашему внимания предлагается отзыв на фильм российского режиссера Альберта Мкртчяна — «Прикосновение», номинированный на специальную премию фестиваля. В качестве почетных гостей премии приглашены актеры Александр Зуев и Николай Аверюшкин.
Автор Алиса Кай
Вот вы и прикоснулись
Эксклюзивный отзыв на мистический триллер «Прикосновение» (Россия, 1992) только для сайта КЛУБ-КРИК
Впервые я увидела «Прикосновение» 6 сентября 2008-го года. Кто-то восхищается этим фильмом, кто-то жалеет о потраченном на просмотр времени, кто-то удивляется извращённой авторской фантазии, но одно можно сказать точно: никто не сможет его забыть, даже если очень захочет.
Есть три типа фильмов ужасов. Первые устрашают, опираясь на наши органы чувств: резкий звук, неожиданное появление чего-либо в кадре и т. д. Собственно, ощущение, испытываемое при просмотре, вернее было бы назвать испугом, а не страхом. Другие воздействуют на эмоции, заставляя нас испытывать волнение, тревогу, отчаяние. И, наконец, третий тип — это фильмы, заставляющие задуматься, то есть воздействующие на мысли. Зрителю становится страшно не столько во время просмотра, сколько потом, при осмыслении увиденного. «Прикосновение» относится именно к таким.
Этот фильм впервые заставил меня восхититься работой оператора. Никогда не думала, что изменение направления света может повлиять на восприятие фотографии: статичное изображение оживает на твоих глазах, постепенно превращая добропорядочного отца семейства в… В общем, это тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем десять раз прочитать.
Кажущаяся простота формы является главной воздействующей силой «Прикосновения»: всё изображаемое выглядит настолько естественным, события развиваются так буднично, что ты постепенно забываешь, по какую сторону экрана находишься, и за это нужно сказать отдельное спасибо актёрской команде. Любой шорох вызывает бешеное сердцебиение, и даже после титров трудно выйти из состояния парализующего ужаса.
Смысловая составляющая фильма отнюдь не отличается простотой. Рассуждать на эту тему можно бесконечно, но авторское видение проблемы, даже если вы с ним категорически не согласны, оставит в вашей душе смутное липкое беспокойство — отчасти потому, что вопросы загробной жизни относятся к области глубинных страхов человека.
Можно написать рецензию на несколько страниц, но выразить, чем же цепляет картина Альберта Мкртчяна, вряд ли у кого-то получится. Это именно прикосновение, которое возможно ощутить, но невозможно передать на словах.
Если станете смотреть, то обязательно в темноте, с хорошим звуком, ни на что не отвлекаясь. И если после этого вас будут пугать окровавленные монстры из подвалов или тётки, разрывающие себе челюсть, переходите лучше на комедии.
Отличный отзыв, спасибо. 🙂 особенно последний абзац понравился, я с ним согласна. 🙂
Замечательно написано и завершение, в самом деле, верное 🙂