Эксклюзивный отзыв на мистический триллер «Дьявол среди нас» (Le diable est parmi nous, Канада, 1972) только для сайта КЛУБ — КРИК.
«Дьявол среди нас» (в англоязычном прокате – «Одержимость Вирджинии» — один из немногих снятых в 70-е годы в Канаде франкоязычных фильмов ужасов. В то время, когда в большинстве кинематографических стран хорроры и триллеры снимались едва ли не пачками, в Квебеке почему-то предпочитали кино других жанров. Но нет правил без исключения, и одним из этих исключений стал фильм, снятый Жан Боденом в 1972-м году. Кстати, эта лента стала единственным экспериментом режиссера в хорроре, и, похоже, что результаты этого опыта оказались для него не слишком удовлетворительными.
Это вовсе не значит, что «Le Diable est parmi nous» получился неудачным. Скорее для заокеанского кино фильм вышел слишком сюрреалистичным и туманным, в духе французских картин этого направления (например, нечто подобное выходило из-под рук Жана-Франсуа Дави в «Пороге пустоты» («Le seule du vide») или получалось у Марио Мерсье в «Гульве» и «Папессе»). На Американском же континенте во все времена предпочитали кино с четко выстроенным сюжетом и без излишних экивоков, чем месье Боден в этой картине похвастаться не мог. Зато попытался привлечь публику максимальным количеством «дьявольщины» на миллиметр экранного пространства: тут вам и перевернутые кресты, и пентаграммы, и черная месса с последующей оргией. И не беда, что все это выглядит как составные части поп-арта, плохо связанные с основной идеей картины. Нужно же было хоть чем-то завлечь в кинотеатры не слишком желающего забивать себе голову проблемами христианской онтологии зрителя!
Из сюжета, впрочем, тоже вполне можно было сделать в меру увлекательный и изрядно «пугательный» хоррор. Истории о том, как простой и ничем особо не примечательный человек оказывается вовлечен в противодействие мистических сил, часто ложатся в основу самых разных популярных фильмов и книг. Но канадец не искал легких путей. А потому и действие в «Дьяволе среди нас» замирает, не успев начаться; от поступков протагониста ничего не зависит; загадок и символов куда больше, чем разгадок и т.п. И если решать задачи, ответы на которые знает только их автор, не является делом вашей жизни, можете смело перематывать на ту самую черную мессу. Нет, даже Черную Мессу! Все остальное будет лишь утомительным ожиданием. В противном случае, можно будет попытаться влезть в шкуру несчастного Поля Друэна и попытаться разгадать смысл знаков, которые с определенного времени стала подавать ему Судьба.
Справедливости ради, надо сказать, что знаки эти авторы фильма нарисовали от широкой души и жирными мазками. Чтобы всем заметно было. Началось все со смерти лучшего друга героя, который не нашел ничего лучше, как выпасть (выброситься) из окна небоскреба. После того, как тело соскребли с асфальта, Поль задумался, что здесь что-то не так и отправился искать правду в морг, в полицию, к психиатру и так далее. Доискался в результате до того, что кто-то отравил сначала его кота, а потом и невесту. Невесту, впрочем, откачали. Но она все равно куда-то пропала. И бедняга Поль снова отправился все по тем же самым моргам, полициям, психиатрам… А вокруг все время толкались какие-то странные персонажи во главе со старушкой-божьим одуванчиком, которая превратилась для Поля в идею фикс, поймать которую столь же сложно, как и мысль в бреду делирия.
В какой-то момент не только герою, но и зрителю начинает казаться, что все, что творится вокруг, на самом деле происходит в голове протагониста. Такие повороты сюжета в триллерах встречаются не раз и не два. Но не все так просто. Чем дальше Боден углублялся в модную в его время психоделию, тем меньше он был склонен давать простые ответы на все сильнее запутывающиеся вопросы. А введение в и без того многоэтажное уравнение сатанинской переменной в образе медиума Элен, берущейся помочь Полю в поисках пропавшей Виржини, запутывает картину окончательно. И только «Diabolus ex machina» способен разрубить запутавшийся узел. Если же вы в Него не верите, то умозрительные построения вокруг мистических сил, правящих миром останутся всего лишь утомительным ребусом, решить который, не зная ответа заранее, невозможно. Разве что открыть третий глаз и попытаться поймать сигнал из Космоса.
Судя по тому, что в карьере Жана Бодена иных мистических откровений, кроме «Дьявола среди нас» больше не случилось, сам он подобные сигналы ловить не стал. Фильм же его остался любопытным преломлением психоделического оккультизма начала 70-х годов прошлого века и вполне может составить компанию на одной полке пластинкам LED ZEPPELIN и пособиям по дзен-буддизму.