В ожидании Кинопремии «КАПЛЯ 2013», КЛУБ-КРИК продолжает публикацию серии рецензий на фильмы, в создании которых приняли участие почетные гости грядущего мероприятия. Сегодня вашему внимания предлагается отзыв на фильм — «Дагон», режиссером которого стал Стюарт Гордон, а продюсером — Брайан Юзна.
«Мы будем жить вечно!»
Сильный шторм разбивает яхту с несколькими американцами на борту у берега испанского островка. Оставшиеся в живых Пол и Барбара просят помощи у местного населения, но островитяне крайне враждебно настроены к чужакам и замышляют что-то ужасное…
Стюарт Гордон, Брайан Юзна и Говард Филлипс Лавкрафт – поистине гремучая смесь интеллектов для создания жуткого мистического хоррора! В картине «Дагон» первый выступил в качестве режиссере, второй стал продюсером, а третий оставил после себя для данной экранизации отличный литературный материал. К началу работы над проектом Гордон и Юзна были отнюдь не новичками в кинематографическом переосмыслении творчества Лавкрафта, и на выходе получили удивительный результат, который по праву стоит считать одной из лучших экранизаций произведений выдающегося хоррор-писателя.
Де-факто от литературного оригинала «Дагон» в картине остались лишь главный монстр и сюжетная завязка, основанная на том, что герои случайно, в результате кораблекрушения, оказались в кромешном аду, а в остальном лента Гордона – близкий к первоисточнику кино-пересказ жуткой повести «Морок над Инсмутом».
Стюарт Гордон мастерски нагнетает мрачную и безумную атмосферу, когда главные герои в недоумении и ужасе бродят по дикому городку, где немногие жители вообще похожи на людей, а большинство островитян – явные мутанты, с не только телесными, но и умственными уродствами. Смотря фильм, практически ощущаешь, что весь городок, окруженный морем, насквозь прогнил и порабощен каким-то немыслимым Злом, природу которого как герои, так и зрители поймут далеко не сразу. Режиссер искрометно использует все основные хоррор-приемы воздействия на зрителя, будь то саспенс, отвратные чудовища и натуралистичная резня. При этом Гордон чувствует грань между откровенным трэшем и художественным произведением, не ставя главной целю напугать аудиторию чисто внешними эффектами, а делаем максимальный упор на лавкрафтовскую атмосферу «непередаваемого ужаса», которую всегда виртуозно реализовывал писатель в своих произведениях. Темная мрачная картинка, грязный и гадкий антураж, отвратные морды нелюдей, дикие звуки и нарастающая напряженность повествования производят мощное воздействие на зрителя, проходящего бесконечный путь страха и боли вместе с главными героями. По мере приближения к кульминации видеоряд становится все более жестоким и вызывающим. Сцену сдирания лица с живого человека вы надолго запомните, а извращенно-сексуальный подтекст происходящего на экране спровоцирует противоречивые впечатления. Впрочем главная бомба ждет публику в финале, когда сюжетный поворот удивит не только зрителей-новичков в жанре ужасов, но и опытных хоррорманов, при условии, конечно, незнания литературного оригинала, ибо все идеи взяты у Лавкрафта.
По совокупности впечатления, «Дагон» — отличный фильм ужасов, снятый с большим уважением к книжным первоисточникам, атмосферный, страшный, неглупый и жанрово изящный. В силу специфичности сюжета и стиля, эта картина отнюдь не для массового зрителя, но всем поклонникам творчества Лавкрафта, Гордона и Юзны её стоит посмотреть.
Отличный хоррор!