В ожидании Кинопремии «КАПЛЯ 2013», КЛУБ-КРИК продолжает публикацию серии рецензий на фильмы, в создании которых приняли участие почетные гости грядущего мероприятия. Сегодня вашему внимания предлагается отзыв на фильм хоррор-маэстро Стюарта Гордона — «Король муравьев».
Тварь дрожащая
Шон Кроули – типичный молодой раздолбай, у которого нет ни образования, ни постоянной работы, ни цели в жизни. Перебиваясь случайными заработками, однажды Шон получает от знакомого «халтурку» — за неплохие деньги последить за бухгалтером, работающим в мэрии. Кроули соглашается, даже не представляя, какой на самом деле окажется эта «работа»…
Режиссер Стюарт Гордон – неоспоримый мастер жанра «хоррор», который уже всё давно доказал, поставив ряд блестящих фильмов ужасов, высоко оцененных как фанатами страшного кино, так и профессиональными критиками. Поэтому Гордон время от времени с легкостью позволяет себе творческие эксперименты, снимая ленты, сюжетно и жанрово далекие от откровенных фантастических и мистических ужасов, но в то же самое время содержащие элементы хоррора, как с точки зрения визуализации, так и с позиции психологического восприятия происходящего на экране.
«Король муравьев» — причудливая и жесткая криминальная драма, далеко не идеальная по сценарию, но впечатляющая по режиссуре, когда чувствуется, что у руля специалист по кошмарам с недетским рейтингом. В целом история развивается по проторенной дороге злоключений обычного парня, ошибочного вступившего на скользкий путь, обманутого своими подельниками и впоследствии мстящего за свои беды и страдания. Но для Гордона простая история лишь повод, чтобы заполнить экран диким насилием и залить кровавыми реками. Если в кадре кого-то убивают – то с особой жестокостью, если пытают – то так, что хочется отвести взгляд от экрана. Ну а когда жертва остается одна в заточении, то её посещают отвратительные сюрреалистические видения, от которых у неподготовленного зрителя может случиться легкий шок. Иначе говоря, и в рамках криминальной драмы Гордон усиленно стращает зрителя, заставляя наблюдать зачастую шокирующий видеоряд и бескомпромиссную сюжетную жестокость. Причем сопереживать главному герою абсолютно не получается да и не хочется, ибо он такой же отмороженный выродок по сути своей, как и те нелюди, с которыми он борется.
Благодаря профессиональной режиссуре фильм смотрится с интересом, при всей своей патологической жестокости, но сама история на берет за душу и даже не имеет какой-то своей «внутренней правды». Фактически мы наблюдаем мрачную байку о перерождении героя из Человека в Чудовище и обретении своего истинного «Я», но всё происходящее кажется наигранным, гротескным и фарсовым, при всех творящихся зверствах и условной серьезности. Немалая доля вина лежит на исполнители главной роли Крисе МакКенны, который недостаточно талантлив, чтобы сыграть противоречивый образ центрального персонажа, трансформирующегося из «твари дрожащей» в «право имеющего». Куда более интересен ГлавГад в исполнении Дэниела Болдуина, коему при всей стереотипной схематичности злодея было что играть, и он неплохо справился. Впрочем в целом образы «плохих парней» отдают карикатурщиной, и пугают аудиторию в данном случае не сами «плохиши», а их деяния, преподносимые Стюартом Гордоном с особым смаком.
Итого стоит сказать, что с позиции режиссуры хоррор-маэстро выжил максимум из искусственного сценария с плохо прописанными персонажами. На выходе получилась неубедительная по смыслу, но шоковая по восприятию «история насилия», которую в любом случае стоит посмотреть поклонникам режиссера, чтобы знать, каким еще может быть Стюарт Гордон.
Спасибо, почитал с большим интересом, так как кино ещё не смотрел.